За что славил Фирдоуси человека в своей бессмертной поэме "Шах-намэ", в чем видел его высокое назначение? «В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинен.
Ты разумом вникни поглубже, пойми,
Что значит для нас называться людьми.
Ужель человек столь ничтожен и мал,
Что высших ты в нем не приметил начал?
Земное с небесным в тебе сплетено;
Два мира связать не тебе ли дано?»
Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».
Исследование курганов пазырыкской культуры на плато Укок было начато в 1990 году. Это один из самых “высоких“ районов Горного Алтая, где зафиксированы археологические памятники. Первый раскопанный курган средних размеров (кург. 1 могильника Ак-Алаха I) оказался с “замерзшей“ могилой. Повторился “алтайский феномен“ — во льду, заполнившем могильную яму, сохранились вещи, сделанные из дерева, войлока, ткани. Открыто непотревоженное погребение, принадлежавшее элите пазырыкского общества — воинам-всадникам.
Происхождение подкурганной мерзлоты на раскопанных ранее Пазырыкских, Башадарских, Туэктинских и других “царских“ курганах Алтая подробно проанализировано С.И. Руденко [1953, с. 11—24]. Он считал подкурганную мерзлоту результатом сочетания климата и особенностей конструкции курганов (наличие каменной наброски и большой глубокой погребальной камеры). Как известно, районы расположения этих курганов (долины рек Улаган, Урсул, Катунь) не были местами распространения сплошной мерзлоты. Ее образование под курганами С.И. Руденко связывал также с размерами каменных насыпей памятников — в диаметре они были не менее 25 м 1952
Раскопки пазырыкских курганов рядового населения высокогорных районов Юго-Восточного Алтая, проводившиеся В.Д. Кубаревым, показали, что образование подкурганной мерзлоты не всегда связано с размерами каменной насыпи кургана. Многие из небольших курганов, расположенных в долинах Уландрыка, Ташанты, Барбугазы, Бу- гузуна, оказались с “замерзшими“ могилами. В суровом климате высокогорья “замерзшими“ и заполненными льдом были только погребальные камеры, вырытые в плотной однородной глине. “Ямы, выбранные в крупном галечнике или щебнистом материке, т.е. в грунте с пористой структурой, хотя и промерзали зимой, но так же хорошо оттаивали летом“