Заполните схему социальной структуры французского общества, определив основные сословия и какой процент общества они занимали. А) Привилегированное сословие, неоднородное по составу, подразделялось на белое и чёрное, не платило налоги;
Б) Сословие феодального происхождения, аристократическая знать, революция уничтожила все его привилегии;
В) Самое массовое сословие, социально не однородное, платило налоги, мечтало о равноправии с другими сословиями
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ. - ПРИЧИНЫ. ХОД. ПОСЛЕДСТВИЯ.
29 октября 1929 г. - "черный вторник" на Нью-Иоркской фондовой бирже (обвальное падение курса акций) - начало мирового экономического кризиса, последствия которого были огромными для экономического, политического и идейно-психологического развития.
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА (кризисы были и раньше - раз в 10 лет)
1) небывалая глубина: уровень производства отброшен к началу века, число безработных на Западе 30 млн (до 1/3 рабочей силы) .
2) глобальный характер кризиса.
3) продолжительность: с 1929-32 гг. Но и после начала с 1933 г. некоторого оживления экономика в полной мере не восстановилась до II мировой войны. Поэтому 30-е гг. называют Великой депрессией.
ПРИЧИНЫ ОСОБОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ И ГЛУБИНЫ КРИЗИСА.
- последствия войны и послевоенных решений: традиционные хозяйственные связи были нарушены, мировая экономика была перегружена долговыми обязательствами.
- небывалая гегемония США, вся мировая экономика зависела от них. Но процветание США оказалось хрупким. Огромный рост пром. производства, переход к технологии массового производства (конвейер) . Но потребление отнюдь не стало массовым: зарплата в такой мере не выросла, богачи не могли заменить массового потребителя. Крайне неустойчивой оказалась и финансовая система США - спекулятивный бум на Нью-йоркской фондовой бирже. Когда он достиг предела, началось обвальное падение курсов акций, что и стало началом "великого кризиса". Кризис экономики США разом обрушил всю мировую экономику.
- правительства западных стран оказались не готовы к таким событиям: долгое время не решались на серьезное вмешательство в экономику и не предпринимали совместных действий. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА.
Огромные бедствия и страдания массы людей. Миллионы не имели пищи и крова. Под угрозой не только рабочие, но и средние слои (торговцы, служащие) . Люди голодали, и в то же время для сокращения размеров производства в Америке и Аргентине уничтожали огромное количество продуктов, топили зерном паровозы. Настроения: отчаяния и вспышки протеста. В Америке многомиллионные марши протеста безработных в Вашингтоне, один из них был разогнан танками генералом Макартуром - будущим героем войны. Все это ярко отражено в художественных произведениях: роман Ганс Фаллада "Что же дальше, маленький человек? ", книге Т. Драйзера (США) "Гроздья гнева", американских фильмах "Загнанных лошадей ведь пристреливают? " и "Бонни и Клайд". Для многих все это доказывало несостоятельность капитализма, необходимость перехода к иному общественному строю. В связи с этим - рост крайних течений - ком. партий (их численность выросла в 2 раза) и фашизма.
ПОИСК ПУТЕЙ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА.
Главное направление - усиление регулятивных функций государства, его вмешательства в экономику:
- регулирование экономики с цен, кредитов, ограничения размеров производства, даже планирования.
- создание системы социального обеспечения в США и ее значительное развитие в других странах Запада (пособия безработным и т. д.) . Два варианта выхода из кризиса (оба на основе усиления государственного регулирования) .
Значительно расширился круг вопросов, которые интересовали деятелей русской культуры и искусства. Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства. Но в то же время всё больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возможность расширить культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в истории русской культуры.