ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4
Часть 1
А 1. Схема распределения электронов по слоям в атоме химического элемента,
образующего соединения, соответствующие общим формулам НЭ и Э 2 О 7
1) 2е,8е,6е 3) 2е,8е,8е
2) 2е,8е,7е 4) 2е,8е,8е,1е
А 2. Ряд элементов, расположенных в порядке увеличения атомных радиусов:
1) Be, B, C 3) Si, C, N 2) F, Cl, Br 4) Na, Mg, Ca
А 3. Оксид алюминия является: 1) амфотерным
2) кислотным 3) несолеобразующим 4) основным
А 4. Необратимая химическая реакция произойдет при сливании растворов веществ,
формулы которых: 1) NaNO 3 и H 2 SO 4
2) KCl и NaOH 3) H 2 SO 4 и Na 2 CO 3 4) CuSO 4 и HCl
А 5. Уравнению реакции 4NH 3 + 5O 2 = 4NO+ 6H 2 O соответствует схема превращения:
1) N -3 → N 0 2) N +2 → N -3 3) N +3 → N +2 4) N -3 → N +2
А 6. Верны ли следующие высказывания?
А. В соединении H 2 SO 3 степень окисления серы максимальная
Б. В соединении H 2 SO 3 степень окисления серы минимальная
1) верно только А 2) верны оба суждения 3) верно только Б
4) оба суждения не верны
Часть 2.
В1. Установите соответствие между формулой вещества и классом соединения:
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА: КЛАСС СОЕДИНЕНИЯ:
А) СН 4 1) Алкан
Б) С 3 Н 7 ОН 2) Алкин
В) СН 3 ОСН 3 3) Альдегид
Г) С 3 Н 4 4) Спирт
5) Карбоновая кислота эфир
В 2. С соляной кислотой реагируют:
1) Zn 2) Mg(OH) 2 3) Na 2 O 4) Na 2 CO 3 5) BaCl 2 6) SO 2
Часть 3
Запишите номер задания и полное решение
C1. Какой объем оксида углерода (IV) образуется при сгорании 16 л метана?
Соберите прибор для получения газов: пробирку плотно закройте пробкой
с газоотводной стеклянной трубкой.
Проверьте герметичность прибора: появление пузырьков воздуха в стакане
с водой указывает на то, что прибор герметичен.
2. В пробирку поместите 2—3 гранулы цинка.
3. В пробирку с цинком добавьте соляную кислоту так, чтобы она покрыла
гранулы цинка. Закройте пробирку пробкой со стеклянной газоотводной трубкой.
4. Прибор закрепите в лапке лабораторного штатива. На стеклянную трубку
наденьте пробирку-приёмник. Соберите в неё выделяющийся водород.
5. Проверьте водород на чистоту. Для этого используйте зажжённую спиртовку.
ВНИМАНИЕ! Горящая спиртовка не должна находиться рядом с прибо-
ром для получения водорода.
Аккуратно снимите с газоотводной трубки пробирку-приёмник и, слегка наклоняя её, внесите в пламя спиртовки. Что наблюдаете?
Если водород смешан с воздухом, хлопок будет со свистом («лающий»), если
водород чистый, хлопок будет глухой.
6. Убедившись, что выделяется чистый водород, подожгите его у конца сте-
клянной трубки. Водород горит голубым пламенем, если этого не видно, пин-
цетом поднесите полоску белой бумаги на задний план.
По окончании опыта погасите спиртовку.
ОФОРМИТЕ ОТЧЕТ
ЧТО НАБЛЮДАЛ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ВЫВОД:придумай сам (а)
Химические вещества могут быть простыми и сложными. Среди простых веществ выделяют металлы и неметаллы.
Сложные неорганические соединения делят на три основных
класса — оксиды, гидроксиды и соли.
Оксиды — соединения элементов с кислородом.
Если элементы проявляют переменную степень окисления,
то образуют оксиды различного состава, что учитывают в названии оксида: Al2
O3 — оксид алюминия; N2
O3 — оксид азота (III).
Оксиды делят на несолеобразующие и солеобразующие.
Несолеобразующие оксиды весьма немногочисленны, например, CO, NO, N2
O. Среди солеобразующих оксидов в соответствии с химическими свойствами выделяют основные, кислотные и амфотерные.
Основные оксиды образуют только типичные металлы
в степени окисления +1, +2 (не всегда).
Кислотные оксиды образуют неметаллы, а также металлы
в высоких степенях окисления (+6, +7). Оксиды неметаллов —
SO2
, P2
O5
, оксиды металлов — CrO
+6
3 , Mn O +7
2 7 .
Амфотерные оксиды образуют металлы в степени окисления
+3, +4, +5, иногда +2. Амфотерные оксиды некоторых металлов в степени окисления +2 — ZnO, PbO, SnO, BeO — следует