Практическая работа №7
« Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»
Оформить работу в виде отчетной таблицы в рабочей тетради. Отчетная таблица
Что делаю Что наблюдаю
Некоторые опыты можно посмотреть здесь
Цель работы:
повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать
экспериментальные задачи на распознавание органических веществ.
Реактивы и оборудование: раствор KMnO4(розовый), Аммиачный раствор оксида серебра –
реактив Толленса [Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→), раствор FeCl3(светло-жёлтый),
свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде, лакмус, фенолфталеин,
насыщенный раствор соли кальция.
Ход работы.
1. Распознавание уксусной кислоты (уксусная кислота – одна из самых древних кислот,
которую удалось выделить и использовать человечеству. В организме человека за сутки
образуется до 400 грамм этой кислоты) СuSО4 + 2NаОН →Сu(ОН)2 ↓+ Nа2SО4
2СН3 – СООН + Сu(ОН)2 → (СН3 – СОО)2Сu + Н2О
Получить свежеосажденный гидроксид меди. Прилить к нему 1 – 2 мл этанола. Голубой
осадок растворяется, образуя раствор такого же цвета.
2. Распознавание глюкозы
СuSО4 + 2NаОН → Сu(ОН)2 ↓ + Nа2SО4
СН2ОН – (СНОН)4 – СНО + 2Сu(ОН)2 СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + Сu2О↓ +2Н2О
К 1 – 2 мл глюкозы прилить свежеосажденный гидроксид меди. Сначала осадок растворяется,
затем при нагревании раствор приобретает окраску от красной до желто – оранжевой. Это
свидетельствует о наличии в исследуемой жидкости глюкозы.
3. Распознавание глицерина (глицерин входит в состав мазей, в пищевой промышленности
глицерин под кодом Е-422).
2СН2ОН – СНОН – СН2ОН + Сu(ОН)2 → глицерат меди (II) + 2Н2О
К 2 мл глицерина прилить свежеосажденный гидроксид меди. Раствор окрашивается в ярко –
синий цвет в результате образования комплексного соединения глицерата меди (II).
4. Распознавание сахарозы. Сахар-сложное орган. в-во, содержащее много С. Чтобы доказать
возьмем немного сахара и добавим к нему серную кислоту. Она забирает воду, получается
свободный углерод (черное в-во) С12Н22О11---серн.к-та--12С+11Н2О
5. Распознавание крахмала. Капнем р-ром иода на картофель и белый хлеб. Если образуется
синее пятно, то они содержат крахмал.
6. Определение кислотности р-ров глицерина и мыла с имеющихся
индикаторов.
(лакмус, фенолфталеин,метилоранж). Глицерин имеет слабокислую среду, а мыло-щелочную.
3H2SO4+Al2O3->Al2(SO4)3+3H2O
П: 6H(+)+3SO4(-2)+Al2O3->2Al(+3)+3SO4(-2)+3H2O
С: 6Н(+)+Аl2O3->2Al(+3)+3H2O
H2SO4+K2CO3->K2SO4+H2O+CO2
П: 2H(+)+SO4(-2)+2K(+)+CO3(-2)->2K(+)+SO4(-2)+H2O+CO2
C: 2H(+)+CO3(-2)->H2O+CO2
H2SO4+Ba(OH)2->BaSO4+2H2O
П: 2H(+)+SO4(-2)+Ba(+2)+2OH(-)->BaSO4+2H2O
C: 2H(+)+SO4(-2)+Ba(+2)+2OH(-)->BaSO4+2H2O
H2SO4+Ca->CaSO4+H2
П: 2H(+)+SO4(-2)+Ca->CaSO4+H2
С: 2H(+)+SO4(-2)+Ca->CaSO4+H2
2H2SO4+2Ag->Ag2SO4+2H2O+SO2
П: 4H(+)+2SO4(-2)+2Ag->AgSO4+2H2O+SO3
С: 4H(+)+2SO4(-2)+2Ag->AgSO4+2H2O+SO3
Ba(OH)2+H2SO4->BaSO4+2H2O
3Ba(OH)2+2H3PO4->Ba3(PO4)2+6H2O
3Ba(OH)2+P2O5->Ba3(PO4)2+3H2O
Ba(OH)2+Cu(NO3)2->Ba(NO3)2+Cu(OH)2
калій сульфат, купрум (ІІ) оксид, магній карбонат, калій перманганат, кухонна сіль.
1. купрум (ІІ) оксид CuO порошок черного цвета, не растворим в воде.
2. калій перманганат KMnO₄ тёмно-фиолетовые кристаллы, при растворении в воде образующие ярко окрашенный раствор цвета фуксии.
3. Оставшиеся вещества растворить в воде: калій сульфат, магній карбонат, кухонна сіль
магній карбонат не растворим в воде.
4 В два оставшихся раствора добавить раствор хлорида бария. В той пробирке где выпадет белый осадок находится калій сульфат
K₂SO₄ + BaCI₂ = BaSO₄↓ + 2KCI
в другой пробирке не произойдет ничего там кухонна сіль/