1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия? 2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т.д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему? 3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»? 4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)? 5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему? 6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Только вот всегда радуга далеко-далеко. Сколько ни иди, как ни спеши, всё равно близко не подойдёшь. Рукой не дотронешься.
Я так и назвал её — «далёкое чудо».
И вдруг увидел радугу у себя в палисаднике.
От ночного дождя разлилась между грядками голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа большая, как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают в воду, крапчатыми крыльями взбивают её, привзлётывают... Брызги над лужей — фонтаном!
И так скворцы отчаянно трещат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие — утреннее купанье!..
И вдруг над весёлыми скворцами, над голубой лужей зажглась в брызгах крошечная радужка. Будто осколочек от настоящей большой радуги. И горит-переливается семицветным огнём...
Прямо вот здесь, близко-близко. Рукой подать!
Я руку протянул.
Вспорхнули скворцы. Брызги осыпались, цвета погасли.
Выскользнула из моих рук радужка...
А мне всё равно радостно. «Вот ведь, — говорю себе, — как бывает! Думаешь — чудеса далеко, не дойти к ним, не доехать... А они тут. Рядом».
Сказка-это жанр устного народного творчества,с вымышленным сюжетом и волшебными героями,со счастливым концом и поучением.
Сказки делятся на авторские и народные,которые не имеют автора.
Отличия литературной сказки от народной:
1)У литературной сказки есть автор,а у народной-автор неизвестен,сам народ.2)Литературная сказка может быть в прозе и в стихах,а народная-только в прозе.3)В литературной сказке сюжет,мораль,поучение может быть на любую тему,а в народной-тема добра и зла.4)В литературной сказке язык повествования -любой,в народной-сказочный язык,с характерными выражениями и оборотами.5)В литературной сказке не обязательно наличие зачина, присказки, концовки,как в народной.6)Размер литературной сказки может быть любым,а народной-небольшой,так как тяжело запомнить большой текст.7)Литературная сказка всегда записывается,а народная может передаваться из уст в уста.Сходства литературной сказки и народной:
1)Добро побеждает зло,герои сказок наказывают злодеев.2)В сказках есть сюжет,мораль,поучение.3)И литературные,и народные сказки делятся на три вида: волшебные,сказки о животных и бытовые.4)В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству,превращениям и волшебным предметам.5)В обоих видах сказок есть герои и их злодеи-антиподы героев, и испытания,которые проходят герои.Во многих литературных сказках авторы повторяют народные сюжеты:
Н.Аксаков "Аленький цветочек";А.Волков "Волшебник Изумрудного города";А.Толстой "Приключения Буратино";С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями";Г.Андерсен "Снежная королева".