Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых в древней литературе очень велико, тоже воссоздают картину мира средневекового человека. Для автора «Слова о полку Игореве» солнце, реки, птицы, травы — это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное изложение исторических событий.
Известно, что образ-символ солнца был широко распространен в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода эта символика используется, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. Известно, что солнечное затмение действительно было в начале мая 1185 года, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно изменил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор осуждает этот поход.
На третий день после тяжелого поражения Игоря «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». Это — символ скорби. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, «солнце светится на небесе, Игорь-князь в Русской земле».
В поэме автор много раз говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце — символ княжеской власти; в «Слове» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца» — Игорь, Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав — или когда «два солнца померкли... Олег и Святослав».
Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах — это символы зла, тайны. Таким образом создается впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря:
Волки грозно воют по оврагам,
Орлы клекотом на кости зверей воют,
Лисицы брешут на червленые щиты.
В произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания силам зла, стремящимся погубить человека:
Тогда по русской земле
редко пахари кричали,
но часто вороны граяли,
трупы между собой разделяя.
А галки свою речь говорили —
хотели лететь на кормление — уедие.
В финале же произведения говорится о соловьях — это символы добра, победы и торжества. Игорь победил — и радость вернулась на русскую землю. Соловей олицетворяет победу добра над злом. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:
Соловьи веселыми песнями
Вся природа радуется возвращению князя с победой.
Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». Интересно, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове», и в древнерусском искусство вообще обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Так, половцы «черные тучи» и «черные вороны».
Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино, с горем смешанное». Синий цвет тоже означает зловещее предзнаменование, печаль, горе.
А белый цвет имеет противоположный смысл — символизирует добро и радость. Багряный цвет, а также серебряный, золотой наиболее часто используются автором. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная д у ш а — все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.
Автор описывает и Каялу. Река с таким названием сегодня неизвестна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое название — река окаянная, проклятая или река покаяния.
Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове» основной символический образ произведения — Русскую землю. По словам Д. С. Лихачева, «автор "Слова" рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая "Слово", он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли — существенная часть "Слова" как призыв к ее защите от внешних врагов».
Многие ученые говорят об особой художественной ценности «Слова». Действительно, «Слово о полку Игореве» — произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. То есть образы произведения подчинены основной идее — утверждению единства Руси.
Автору необходимы образы-символы, так как они точно описывают мир, в котором он живет, отражают его взгляды на жизнь. Без образов-символов для писателя XII века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем авторское мировоззрение и веру.
Объяснение:
Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых в древней литературе очень велико, тоже воссоздают картину мира средневекового человека. Для автора «Слова о полку Игореве» солнце, реки, птицы, травы — это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное изложение исторических событий.
Известно, что образ-символ солнца был широко распространен в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода эта символика используется, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. Известно, что солнечное затмение действительно было в начале мая 1185 года, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно изменил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор осуждает этот поход.
На третий день после тяжелого поражения Игоря «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». Это — символ скорби. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, «солнце светится на небесе, Игорь-князь в Русской земле».
В поэме автор много раз говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце — символ княжеской власти; в «Слове» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца» — Игорь, Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав — или когда «два солнца померкли... Олег и Святослав».
Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах — это символы зла, тайны. Таким образом создается впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря:
Волки грозно воют по оврагам,
Орлы клекотом на кости зверей воют,
Лисицы брешут на червленые щиты.
В произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания силам зла, стремящимся погубить человека:
Тогда по русской земле
редко пахари кричали,
но часто вороны граяли,
трупы между собой разделяя.
А галки свою речь говорили —
хотели лететь на кормление — уедие.
В финале же произведения говорится о соловьях — это символы добра, победы и торжества. Игорь победил — и радость вернулась на русскую землю. Соловей олицетворяет победу добра над злом. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:
Соловьи веселыми песнями
Вся природа радуется возвращению князя с победой.
Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». Интересно, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове», и в древнерусском искусство вообще обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Так, половцы «черные тучи» и «черные вороны».
Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино, с горем смешанное». Синий цвет тоже означает зловещее предзнаменование, печаль, горе.
А белый цвет имеет противоположный смысл — символизирует добро и радость. Багряный цвет, а также серебряный, золотой наиболее часто используются автором. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная д у ш а — все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.
Автор описывает и Каялу. Река с таким названием сегодня неизвестна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое название — река окаянная, проклятая или река покаяния.
Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове» основной символический образ произведения — Русскую землю. По словам Д. С. Лихачева, «автор "Слова" рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая "Слово", он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли — существенная часть "Слова" как призыв к ее защите от внешних врагов».
Многие ученые говорят об особой художественной ценности «Слова». Действительно, «Слово о полку Игореве» — произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. То есть образы произведения подчинены основной идее — утверждению единства Руси.
Автору необходимы образы-символы, так как они точно описывают мир, в котором он живет, отражают его взгляды на жизнь. Без образов-символов для писателя XII века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем авторское мировоззрение и веру.