1. Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (Действие 4, явление 8)
2. Исследуйте сцену экзамена Митрофанушки и определите роль художественных средств и фигур поэтического синтаксиса в тексте.
3. Выделите в отрывке тропы, стилистические фигуры и определите их роль.
4. Определите признаки сатиры и юмора.
Отрывок
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, такзнаешь, куда едешь.
Г-жа Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи:
повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Содержание
Примеры использования гиперболы в художественной литературе
Видеоурок: Изобразительно-выразительные средства в литературе
Слово «гипербола» по своему происхождению греческое (hyperbole «преувеличение»). Начальная часть гипер- является приставкой во многих словах и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:
гипертония, гипертрофия, гиперемия.
Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения опосредственного отражения действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:
эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, литота, ирония, перифраза, аллегория и, наконец, гипербола.
В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:
реки крови;
вечно опаздываете;
горы трупов;
сто лет не виделись;
напугать до смерти;
сто раз говорила;
миллион извинений;
море поспевшей пшеницы;
целую вечность жду;
весь день простояла;
хоть залейся;
дом за тысячу километров