12.Задание 2. Прочитайте отрывок из произведения Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» и выполните задания к нему. Алексей тихо привстал с медвежьей туши. Та же острая боль, возникавшая в ступнях, пронзила его тело снизу вверх. Он вскрикнул. Пришлось снова сесть. Попытался скинуть унт. Унт не слезал, и каждый рывок заставлял стонать. Тогда Алексей стиснул зубы, зажмурился, изо всех сил рванул унт обеими руками - и тут же потерял сознание. Очнувшись, он осторожно развернул байковую портянку. Вся ступня распухла и представляла собой сплошной сизый синяк.Она горела и ныла каждым своим суставом. Алексей поставил ногу на снег - боль стала слабее. Таким же отчаянным рывком, как будто он сам у себя вырывал зуб, снял он второй унт.
Обе ноги никуда не годились. Очевидно, когда удар самолета по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что-то прищемило и
раздробило мелкие кости плюсны и пальцев. Конечно, в обычных условиях он даже и не подумал бы подняться на эти разбитые, распухшие ноги. Но он был один в лесной чаще, в тылу врага, где встреча с человеком сулила не облегчение, а смерть. И он решил идти, идти на восток, идти через лес, не пытаясь искать удобных дорог и жилых мест, идти, чего бы это ни стоило.
Он решительно вскочил с медвежьей туши, охнул, заскрипел зубами и сделал первый шаг. Постоял, вырвал другую ногу из снега, сделал еще шаг. В голове шумело, лес и поляна покачнулись, поплыли в сторону. (Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»).
При каких обстоятельствах Мересьев повредил ноги?
( : 1)
А) Мересьева выбросило из самолета во время воздушного боя;
Б) Мересьев попал под поезд;
В) На Мересьева упало дерево
Г) Мересьев неудачно прыгнул с парашютом
13.Куда решил идти Мересьев?
( : 1)
А) в деревню
Б) на север
В) на восток
Г) остаться и ждать подмоги
14.Укажите в данных предложениях наречия:
Алексей тихо привстал с медвежьей туши. Та же острая боль, возникавшая в ступнях, пронзила его тело снизу вверх.
( : 1)
А) туши, его, снизу вверх
Б) его, снизу вверх, тихо
В) тихо, снизу вверх
15.Определите вид наречия в предложении.
Очнувшись, он осторожно развернул байковую портянку
( : 1)
А) места
Б) времени
В) образа действия
Г) причины
16.Напишите свое суждение по формуле «ПОПС» на тему «Что значит быть настоящим человеком?». Включите изобразительно – выразительные средства, правильно излагайте мысли по формуле, соблюдайте пунктуационные нормы. (приём "ПОПС -формула" в учебнике (1 часть) на странице 39)
( : 5)
1. Я представляю себе худощавого, но крепкого пятиклассника, любящего играть в футбол. У него взъерошенные волосы, внимательные глаза. Он неусидчив, любопытен, смышлен. Ему всегда интересно происходящее, он в курсе всех новостей.
2. Рассказчик упоминает трех одноклассников. Отличника Сахарова он не любит за заносчивость и благополучие. Двоечника Авдеенко герой понимает и даже сочувствует. Немного подсмеивается, однако собирается выручить не только себя, но и несчастного Шурика у доски. К соседу по парте Алику герой относится предвзято, это вызвано настоящим именем того - Адольф. Привычки соседа вызывают раздражение и насмешку. Но он поддерживает перепуганного перед уколом Алика.
3. Харлампий Диогенович - золотой представитель педагогического состава. Его уникальность в тонком чувстве юмора, ведь наряду с любовью к предмету он прививал детям философский взгляд на жизнь. Под натиском его острых, метких замечаний любой чувствовал свой промах. Педагог с греческим отчеством умел преподнести ситуацию так, что виноватый понимал всю полноту проступка, ощущая порицание не только со стороны педагога, но и одноклассников.
4. Смех смеху рознь. В смехе математика не было издевки, насмешки, унижения. Он умело взывал к разуму взглянуть на комичность происходящего со стороны. В его репликах каждый видел себя как в кривом зеркале, где проступок приобретал гротескный вид. Его уроки не забывались, становясь уроками жизни.
5. Проступок должен быть высмеян, но не обидно, а взывая к разуму.
6. Тринадцатым подвигом, ненужным и бесславным стал поступок пятиклассника, который оттягивал наказание за неприготовленный урок. Затраченных сил хватило бы на доброе дело, но герой руководствовался совсем не благой целью. В результате был высмеян за бесполезные потуги педагогом.