2. (Г) Прием «Ментальная карта» \ «Постер» (АИ 5 Характеристика героев). Задание: создавать ментальную карту/постер, отражающий видение образов произведения.
1,3 группа: герои рассказа
2,4 группа: герои сказки
(А) 5 группа: составить схему взаимодействия персонажей в рассказе и сказке.
Спикеры от каждой группы выступят с устной презентацией результатов. Кластеры будут размещены на доске в виде презентации.
ФО: взаимооценивание «Коллекция стикеров»
Критерии оценивания:
- отмечает 3 ключевых момента, характеризующих героев;
- определяет роль деталей в характеристике персонажей;
- соотносит героев внутреннего и внешнего плана между собой.
3. (Г) Определение понятий «символ», «аллегория» (АИ 8 Художественно – изобразительные средства)
Задание 1. Соотнеси предмет и его значение в сказке.
Сабля Власть
Золото Агрессия
Магнитофонная пленка Семья, труд
Колос Память
Какой предмет в тексте выполняет функции символа, а какие имеют аллегорическое значение?
Что «посеяли» три брата из сказки об одном зернышке?
Какие аллегорические значения скрыты за их судьбами?
Задание 2. Восполните в схеме недостающие элементы, отвечая на вопрос «Во что превратилась находка у каждого из братьев?»
Золото - …
Сабля - …
Зерно - … - … - … - семь сел, семь городов.
ФО: оценивание учителем по критериям успеха
Критерии оценивания:
- соотносит предмет и его значение;
- определяет предметы, выполняющие роль символа и имеющие аллегорическое значение;
- восполняет элементы схемы, пользуясь текстом;
- определяет роль ИВС в характеристике персонажей;
сделайте .
Пристанище мудрых, науки приют,
Мы песни твои с колыбели твердим,
Ты слышишь, Отрар, то не ветры поют,
То Азия плачет над пеплом твоим.
М.Шаханов «Отрарская поэма о побежденном победителе или просчет Чингисхана».
Образование монгольской империи в начале 13-го столетия повлияло на весь ход развития и судьбы народов, населявших Центральную Азию. Оно коренным образом нарушило сложившиеся в этом регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов.
В 1218-1219 гг. монголы завоевали территорию соседних стран: земли Енисейских киргизов и бурят, государство Тангутов. Разгромив ослабленную от бесконечных войн Циньскую империю, заняли север Китая. После захвата Восточного Туркестана и Семиречья был открыт путь в Среднюю Азию, Закавказье и Европу, через юг Казахстана.
Поводом для вторжения послужила гибель в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом. Купцы были убиты по приказу наместника Хорезм-шаха в Отраре, Каир-хана, заподозрившего их в шпионаже из-за сбора информации военного характера.
Поход 150-тысячного войска Чингисхана начался в сентябре 1219 года. Огромное войско, поднимая столбы пыли до самого горизонта, двигалось по маршруту Великого Шелкового пути на запад, сея смерть и разрушения. Всюду, где проходили орды врага, оставались руины разрушенных городов, опустошенные селения. Беспорядочно, то тут, то там, валялись трупы людей и животных. Вороны беспрепятственно клевали их на пепелищах. Немногие аулы только тем, что успели уйти высоко в горы, куда не смогла подняться конница врага. Основную массу населения постигла страшная судьба. Не убивали только сумасшедших — их, отмеченных Богом, нельзя было трогать по древней монгольской традиции.