*2. В повести семь частей. Подумайте, по какому принципу Ч. Т. Айтматов разделил текст на части. Попробуйте пере-
сказать фабулу повести. Какие части вообще "уйдут" из
произведения? Чего при этом оно лишится?
*3. Проследите за тем, кто ведёт повествование, как и когда
меняются повествователи, О чём рассказывает каждый из
них? С чьими точками зрения на мир и события знакомит нас
автор? Зачем он это делает?
4. Опишите или нарисуйте людей, живущих на кордоне.
5. Как бы вы определили атмосферу, царящую на кордоне?
Подберите эпитеты, сравнения и метафоры для характери-
стики обстановки на кордоне.
*6. Счастливы ли взрослые жители кордона? Расскажите о каж-
дом из них сначала от его имени, а потом от лица другого
взрослого персонажа. Одинаковы ли будут ваши рассказы?
Почему?
*7.
*7. Что ценят больше всего на свете взрослые персонажи?
Разделите их на группы по их главным ценностям. Сколько
групп у вас получилось? Охарактеризуйте каждую.
*8. О чём мечтает Орозкул? Почему его мечты не сбылись до
сих пор? Что сделало Орозкула таким, каким мы видим его
в повести?
*9. Почему никто из взрослых жителей кордона не может
одолеть Орозкула? В чём сила Орозкула?
Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали...»?
Стихотворение написано в 1925 году,после посещения поэтом родного села Константиново,всего лишь за два месяца до смерти. Идея стихотворения-передать чувство восхищения,нежности к родным просторам,восторг вернувшегося домой путника,любование родной природой,счастье дышать родиной,её воздухом,а не чужбиной.Перемены в жизни страны,слом всех спокойных и размеренных укладов,очень неприятно поразили поэта,однако это не уменьшило его восторг от возвращения на землю детства,где он был счастлив."Чахлая" природа,но она так любима автором,какая есть,во всей неприглядной красе.
Как поэт себя называет? -Есенин называет себя крестьянским сыном,просто и однозначно показывая свою связь с землёй,свои корни.Прежде всего он человек,гражданин,который любит свой родной уголок,а лишь потом поэт.
Как вы понимаете строки: «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «...тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать», «в стынь и звень»?
Есенин готов отдать все свои достижения,известность,признание людей за возможность вернуться в безмятежную и радостную жизнь,вернуть прежнее,оказаться в былом.Он не любуется природой,он рад встрече с родным и близким сердцу месту.Дорога неприглядная,таких миллионы в России,но именно она любима автором,увидя её его сердце начинает учащённо биться,как у любого русского человека.Автор настоко рад встрече с любимым краем,что готов ножики целовать,даже у берёзок родных.Зима,стужа и мороз-это и есть "стынь и звень",ледяная стужа,всё звенит от мороза.
Какие слова, словосочетания вы назвали бы истинно есенинскими?
Истинно есенинские строки-"разливные бубенцы",метафоричность звона колокольчиков."Что за сани!"-авторское сравнение-метафора" звоны мерзлые осин"."Эх, гармошка, смерть-отрава"-передаёт любовь автора к русской гармошке."В стынь и звень"-уникальный неологизм Есенина,"юность русских деревень"-только Есенин мог так назвать молодое поколение деревни.
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
Юрий Андреевич боготворит Женщину ("Быть женщиной – великий шаг"), ибо она дарует жизнь новому человеку, рождённому из хаоса, небытия, почти смерти: "Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо её избежавшая".
Ж изнь Живаго на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой мировой войны, в "лесном ведомстве"), потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни. Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: "Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!. . Помнишь… Ты понятия не имеешь… " Лара вспоминает счастливые минуты, проведённые вместе: "…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью
В енец романа – цикл стихотворений Ю. Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет» , «Объяснение» , «Осень» , «Разлука» , «Свидание» ) и Христа («Рождественская звезда» , «Магдалина» , «Гефсиманский сад») . Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Б. Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесённость судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б. Пастернака.
В романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: "...быстро всё поменяли.. . без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было". Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества