4.В основі комедії М. Гоголя «Ревізор» покладено А історичні події та особи Б реальні, сучасні авторові події В вигадані, фантастичні події та герої Громантичні герої та події
Образ Молчалина в комедии А. Грибоедова "Горе от ума"
У многих персонажей комедии Грибоедова "Горе от ума" фамилии "говорящие" - например, Фамусов (т.е. известный), Скалозуб. Но самая говорящая фамилия досталась Алексею Степановичу Молчалину. Молчалин действительно не особенно разговорчив, тем более с теми, кто выше его по чину. В отличие от Чацкого, Молчалин никогда не произносит многословных речей и не высказывает собственного мнения. Причина проста: Молчалин изо всех сил пробивается наверх, строит карьеру.
Молчалин служит в конторе у Фамусова секретарем. Он многим обязан своему покровителю Фамусову: например, тот устроил Молчалина в Москве ("если бы не я, коптел бы ты в Твери"). На момент начала действия пьесы ему довольно многое удалось: Молчалин уже выслужил чин и получил три награды. Он тайно ухаживает за Софьей - дочерью своего покровителя - ведь если ему удастся на ней жениться, то карьерный рост обеспечен. Софья очарована его (как она считает) скромностью: "Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело…"
Чацкий относится к Молчалину с презрением - и совершенно зря. Молчалин хитер и умеет располагать к себе людей. Для него естественно искать покровительства сильных мира сего. В разговоре с Чацким Молчалин все-таки высказывает свои собственные мысли - видимо, потому, что Чацкий близок ему по возрасту, да и начальством не является - не служит.
Поэтому Молчалин считает возможным говорить с Чацким вполне искренне. Чацкий же приходит в ужас от "философии" Молчалина, его подхода к жизни. "Угождать всем людям без изъятья", "В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь", "Ведь надобно ж зависеть от других"... Чацкий не может понять этого убежденного карьериста. Для Чацкого становится шоком то, что Софья действительно любит Молчалина.
В комедии образ Молчалина - собирательный образ карьериста, обобщенный до некоторой карикатурности. Возможно, именно поэтому образ Молчалина до сих пор актуален: ведь карьеристы и через двести лет никуда не делись и мало изменились.
Да, говорить и слышать я не могу, от рождения глухонемой, но думать, слушать, соображать и чувствовать очень хорошо умею. Эх, и за какие грехи перевели меня в услужение к старой барыне в город из деревни? Видно, потому, что я ото всех наших обликом отличался: двенадцати вершков роста, сложен богатырем, самый лучший тягловой, работаю за четверых, да еще и говорить не умею. Вот, без дела теперь сохну здесь в усадьбе старой и скупой барыни, доживающей свой век в одиночестве, только дворня у нее в окружении, потому что она вдова, а сыновья ее служат в Петербурге, дочери вышли замуж… Привезли меня в Москву, как бесправную скотину, как быка, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Купили мне сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили дворником. Долго я привыкал, никак не мог понять, зачем я здесь, даже часто останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.
То ли дело раньше: я был на воле как дерево, как дуб, исполинский, молчаливый и могучий. Бывало, выйдешь из своей родной маленькой избушки с братьями в поле, и дело спорится, и пашешь, налегая огромными ладонями на соху. Братья смеялись, потому что им казалось, что я один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы моих плеч. А мое постоянное безмолвие придавало торжественную важность работе. Хороший я мужик, а коли язык бы ворочался, глядишь, и жена бы была у меня. А теперь двор мету да стерегу. Смешная работа! Ну что это против работы на земле?! Двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. Недавно двух воров поймал, да так лбами их свел, что они, что на глаза мне попались! Все в округе обходят теперь двор стороной с недоброй мыслью. Я порядок люблю! Вон, гуси, какие важные ходят, все порядком у них, а кто сунется к ним – мало не покажется – защиплют до смерти! И я теперь как гусак по двору хожу порядки навожу! Я усердно исполняю свою обязанность: на дворе у меня никогда ни щепок не валяется, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под мое начальство разбитая кляча-водовозка, я только двину плечом — и не только телегу, самое лошадь спихну с места; дрова ли я примусь колоть, топор так и звенит у меня, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья. С дворней я сошелся, но кажусь из-за молчания своего им угрюмым, поэтому мы коротки со всеми, я их за своих считаю. И каморку под кухней мне дали, сделал я там все сам, как захотел, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; под кроватью - дюжий сундук; в уголке столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что я сам иногда уроню его и дивлюсь прочности его. Каморка моя запирается на замок, ключ всегда ношу с собой. Я не люблю, чтобы ко мне ходили.
Образ Молчалина в комедии А. Грибоедова "Горе от ума"
У многих персонажей комедии Грибоедова "Горе от ума" фамилии "говорящие" - например, Фамусов (т.е. известный), Скалозуб. Но самая говорящая фамилия досталась Алексею Степановичу Молчалину. Молчалин действительно не особенно разговорчив, тем более с теми, кто выше его по чину. В отличие от Чацкого, Молчалин никогда не произносит многословных речей и не высказывает собственного мнения. Причина проста: Молчалин изо всех сил пробивается наверх, строит карьеру.
Молчалин служит в конторе у Фамусова секретарем. Он многим обязан своему покровителю Фамусову: например, тот устроил Молчалина в Москве ("если бы не я, коптел бы ты в Твери"). На момент начала действия пьесы ему довольно многое удалось: Молчалин уже выслужил чин и получил три награды. Он тайно ухаживает за Софьей - дочерью своего покровителя - ведь если ему удастся на ней жениться, то карьерный рост обеспечен. Софья очарована его (как она считает) скромностью: "Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело…"
Чацкий относится к Молчалину с презрением - и совершенно зря. Молчалин хитер и умеет располагать к себе людей. Для него естественно искать покровительства сильных мира сего. В разговоре с Чацким Молчалин все-таки высказывает свои собственные мысли - видимо, потому, что Чацкий близок ему по возрасту, да и начальством не является - не служит.
Поэтому Молчалин считает возможным говорить с Чацким вполне искренне. Чацкий же приходит в ужас от "философии" Молчалина, его подхода к жизни. "Угождать всем людям без изъятья", "В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь", "Ведь надобно ж зависеть от других"... Чацкий не может понять этого убежденного карьериста. Для Чацкого становится шоком то, что Софья действительно любит Молчалина.
В комедии образ Молчалина - собирательный образ карьериста, обобщенный до некоторой карикатурности. Возможно, именно поэтому образ Молчалина до сих пор актуален: ведь карьеристы и через двести лет никуда не делись и мало изменились.
Да, говорить и слышать я не могу, от рождения глухонемой, но думать, слушать, соображать и чувствовать очень хорошо умею. Эх, и за какие грехи перевели меня в услужение к старой барыне в город из деревни? Видно, потому, что я ото всех наших обликом отличался: двенадцати вершков роста, сложен богатырем, самый лучший тягловой, работаю за четверых, да еще и говорить не умею. Вот, без дела теперь сохну здесь в усадьбе старой и скупой барыни, доживающей свой век в одиночестве, только дворня у нее в окружении, потому что она вдова, а сыновья ее служат в Петербурге, дочери вышли замуж… Привезли меня в Москву, как бесправную скотину, как быка, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Купили мне сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили дворником. Долго я привыкал, никак не мог понять, зачем я здесь, даже часто останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.
То ли дело раньше: я был на воле как дерево, как дуб, исполинский, молчаливый и могучий. Бывало, выйдешь из своей родной маленькой избушки с братьями в поле, и дело спорится, и пашешь, налегая огромными ладонями на соху. Братья смеялись, потому что им казалось, что я один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы моих плеч. А мое постоянное безмолвие придавало торжественную важность работе. Хороший я мужик, а коли язык бы ворочался, глядишь, и жена бы была у меня. А теперь двор мету да стерегу. Смешная работа! Ну что это против работы на земле?! Двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. Недавно двух воров поймал, да так лбами их свел, что они, что на глаза мне попались! Все в округе обходят теперь двор стороной с недоброй мыслью. Я порядок люблю! Вон, гуси, какие важные ходят, все порядком у них, а кто сунется к ним – мало не покажется – защиплют до смерти! И я теперь как гусак по двору хожу порядки навожу! Я усердно исполняю свою обязанность: на дворе у меня никогда ни щепок не валяется, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под мое начальство разбитая кляча-водовозка, я только двину плечом — и не только телегу, самое лошадь спихну с места; дрова ли я примусь колоть, топор так и звенит у меня, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья. С дворней я сошелся, но кажусь из-за молчания своего им угрюмым, поэтому мы коротки со всеми, я их за своих считаю. И каморку под кухней мне дали, сделал я там все сам, как захотел, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; под кроватью - дюжий сундук; в уголке столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что я сам иногда уроню его и дивлюсь прочности его. Каморка моя запирается на замок, ключ всегда ношу с собой. Я не люблю, чтобы ко мне ходили.