во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, "доедет в вот такое или нет"), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между чичиковым и собакевичем.
собакевич, желая заломить наибольшую цену за "душу", рассказывает о мертвых крестьянах: ". например, каретник михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. и не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! "
и он не один - за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: пробка степан, плотник, огромной силы мужик, милушкин, кирпичник, который "мог поставить печь в каком угодно доме", максим телятников, сапожник, еремей сорокоплехин, приносивший "оброку по пятисот рублей".
этот список продолжается в седьмой главе, когда чичиков рассматривает записки плюшкина и собакевича: "когда он [чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. и чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный "
словно оживали мужики, подробностям: "у одного только федотова было написано: "отец неизвестно кто" у другого - "хороший столяр", у третьего - "дело смыслит и хмельного не берет" и г. д.
даже на чичикова они произвели смягчающий эффект: "он умилился духом и. вздохнув, произнес: "батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! "
пробегая по именам и фамилиям, чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами "воскрешались" своей реальности и "живости". и тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: петр савельев не-уважай-корыто, григорий доезжай-не-доедешь, еремей карякин, никита волокита, абакум фыров и многие, многие другие.
чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер ("эх, народец! не любит умирать своей плохо ли вам было у плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете ")
даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность мужика на или бега и разбой.
в лирических отступлениях гоголь создает образ истинно живой народной души. автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом народа.
не стоит забывать и о селифане и петрушке, слугах чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и "разговор" селифана с конями, любовно прозванных заседателем и гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить,
крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право - такова реальность середины xix века.
стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. гоголь с любовью говорит, что "птица-тройка", летящая по необъятным просторам земли, "могла родиться только у бойкого народа". образ " тройки", приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами "расторопного ярославского мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо тройкой. ведь только таким людям русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. именно россия, подобная "необгонимой тройке", заставляющая "другие народы и государства" давать ей дорогу, а не россия маниловых, собакевичей и плюшкиных является идеалом гоголя.
показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет "всечеловеческие движения".
Герои книг и фильмов Шукшина - это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык .Многих его героев можно назвать чудаками, людьми "не от мира сего". Такие герои рассказа"Критики"-семидесятитрёхлетний дед Тимофей и его тринадцатилетний внук Петька.
Они признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.
Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду. "Со взрослыми дед редко спорил об искусстве, (потому что они были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.
Деда, конечно можно назвать "странным". Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Дед и внук озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.
выберите самое главное
во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, "доедет в вот такое или нет"), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между чичиковым и собакевичем.
собакевич, желая заломить наибольшую цену за "душу", рассказывает о мертвых крестьянах: ". например, каретник михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. и не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! "
и он не один - за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: пробка степан, плотник, огромной силы мужик, милушкин, кирпичник, который "мог поставить печь в каком угодно доме", максим телятников, сапожник, еремей сорокоплехин, приносивший "оброку по пятисот рублей".
этот список продолжается в седьмой главе, когда чичиков рассматривает записки плюшкина и собакевича: "когда он [чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. и чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный "
словно оживали мужики, подробностям: "у одного только федотова было написано: "отец неизвестно кто" у другого - "хороший столяр", у третьего - "дело смыслит и хмельного не берет" и г. д.
даже на чичикова они произвели смягчающий эффект: "он умилился духом и. вздохнув, произнес: "батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! "
пробегая по именам и фамилиям, чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами "воскрешались" своей реальности и "живости". и тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: петр савельев не-уважай-корыто, григорий доезжай-не-доедешь, еремей карякин, никита волокита, абакум фыров и многие, многие другие.
чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер ("эх, народец! не любит умирать своей плохо ли вам было у плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете ")
даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность мужика на или бега и разбой.
в лирических отступлениях гоголь создает образ истинно живой народной души. автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом народа.
не стоит забывать и о селифане и петрушке, слугах чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и "разговор" селифана с конями, любовно прозванных заседателем и гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить,
крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право - такова реальность середины xix века.
стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. гоголь с любовью говорит, что "птица-тройка", летящая по необъятным просторам земли, "могла родиться только у бойкого народа". образ " тройки", приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами "расторопного ярославского мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо тройкой. ведь только таким людям русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. именно россия, подобная "необгонимой тройке", заставляющая "другие народы и государства" давать ей дорогу, а не россия маниловых, собакевичей и плюшкиных является идеалом гоголя.
показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет "всечеловеческие движения".
советской деревни, простые труженики со своеобразными
характерами, наблюдательные и острые на язык
.Многих его героев можно назвать чудаками,
людьми "не от мира сего".
Такие герои рассказа"Критики"-семидесятитрёхлетний
дед Тимофей и его тринадцатилетний внук Петька.
Они признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах,
телевизор не смотрели.
Каждый их них судил с точки зрения своего поколения.
Дед жаждал правды, он борется за правду.
"Со взрослыми дед редко спорил об искусстве,
(потому что они были из другого поколения,
понимали все по-своему.
В них не было той непосредственности и уважения
к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез.
Для деда кино - вторая реальность, достоверность.
Деда, конечно можно назвать "странным".
Этот герой не похож на остальных, он нелеп и
смешон, но у него есть чувство собственного
достоинства.
Дед и внук озабочены не благами материальными,
а своим внутренним миром, они думают, ищут,
пытаются понять смысл своего существования,
свои чувства, отстоять себя.