60 !
ответить на вопросы для обсуждения главы «фаталист»:
1) каково отношение к предопределенности в судьбе у вулича? у печорина? у автора? у кого из них оно неоднозначно и почему?
2) зачем лермонтов вводит в повествование мысль о том, что печорин чувствовал скорую гибель вулича?
3) ищет ли вулич смерти?
4) ищет ли смерти печорин? почему?
5) как печорина характеризует его желание испытать судьбу?
7) какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
8) к кому из героев относится название главы? какой художественный смысл при этом выявляется?
9) докажите, что глава «фаталист» — это философское произведение.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
С.Есенин.
В стихотворении четко видно обозначение только одного цвета: серовато-белого - "седые облака". Но много ли красок зимой, да еще в метель?
Тем не менее, картина вполне ясная. "мохнатый лес" это белый снег на ветках придал ему такую пушистость, тем более, что лес - "сосняк". Это сразу вносит в изобразительную палитру темные охряные и сизо-зеленые тона.
Метель разыгрывается, у села она уже бушует. Снежный покров не ровный, одинаково белый, а подобен встряхиваемому шелковому ковру, т.е. белый, но с переливами и тенями.
"Мерзлое окно" - оно же на просвет серое, с голубоватыми ледяными разводами!
А противопоставление настоящей зимы и будущей весны рождает представление о желтом "солнечном" цвете, рождающим целый спектр, если смотреть на солнце вприщур.