8.Определи жанр произведений, из которых взяты эти отрывки. От топота копыт пыль по полю летит.
Ай не волна ли как на море расходиласи,
Ай не сине море вколыбалоси,
Ай взволновался да ведь Калин-царь,
Ай на славный на стольный на город на киёв он.
Вещуньина с похвал вскружилась голова
От радости в зобу дыханье сперло...
По полю рыщет, телят, овец ищет.
Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность, умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен, но ведь победил же он в конце концов нечисть.
О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из былины "Вольга и Микула Селянинович". Описан в ней такой случай. Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет, и был поражен его силой. "А пенья-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит". Попросил Вольга присоединиться того к дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь "брал эту сошку одной ручкой" и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: "Кто же ты? " - Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он - выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.
Так народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой.
Мне нравится проводить сочинения с элементами описания предметов, т.е. когда красиво, образно, эмоционально, словом, художественно описывается детьми какой-то предмет. В методике, в частности у М. Р .Львова , виды подобных работ имеют такое название: «образно-эмоциональное описание предмета».
Сочинение описание развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, четкому оформлению собственных мыслей. Ученики же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других предметов. Используются описания отдельных предметов по непосредственным и по наблюдениям. Элементы эмоционального описания предмета включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых порах из 2-3 предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои творческие работы, они под руководством учителя предварительно составляют короткие устные и письменные зарисовки (2-3 предложения) описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека.
Начинается такая работа уже с I класса, ибо в школу приходят малыши с огромным эмоциональным зарядом, воображением, удивленными глазами. Дети учатся описывать березу, липу, цветок, листочек. Пока это небольшие устные сообщения, эмоциональные рассказы.
Приведу пример сочинения-описания предмета «Веточка березы в вазе». В начале урока можно прочитать стихотворение С. Есенина «Береза». Затем я ставлю в вазу принесенную веточку березы. Предлагаю детям такие вопросы:» Какое впечатление произвела на вас эта веточка березы? Какое настроение она вызвала у вас? Какой вид придает веточка нашему классу, когда за окном еще снег, хотя и ярко светит апрельское солнце? Как появилась у нас эта чудесная веточка?»