В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Ser099gei
Ser099gei
28.06.2020 17:51 •  Литература

Абайдың ғылым таппай мақтанба өлеңінен көркемдеуіш құралдар табу" 50
ғылым таппай мақтанба,

орын таппай баптанба,

құмарланып шаттанба

ойнап босқа күлуге.

бес нәрседен қашық бол,

бес нәрсеге асық бол,

болам десеңіз.

тілеуің, өмірің алдыңда,

оған қайғы жесеңіз.

өсек, өтірік, мақтаншақ,

еріншек, бекер мал шашпақ —

бес дұшпаның білсеңіз.

талап, еңбек, терең ой,

қанағат, рақым ойлап қой —

бес асыл іс, көнсеңіз.

жамандық көрсең нәфрәтлі,*

суытып көңіл тыйсаңыз.

жақсылық көрсең ғибрәтлі,*

оны ойға жисаңыз.

ғалым болмай немене,

қты қисаңыз?

болмасаң да ұқсап бақ,

бір ғалымды көрсеңіз.

ондай болмақ қайда деп,

айтпа ғылым сүйсеңіз.

сізге ғылым кім берер,

жанбай жатып сөнсеңіз?

дүние де өзі, мал да өзі,

ғылымға көңіл берсеңіз.

білгендердің сөзіне

махаббатпен ерсеңіз.

ақыл сенбей сенбеңіз,

бір іске кез келсеңіз.

ақсақал айтты, бай айтты,

кім болса мейлі, сол айтты

ақылменен жеңсеңіз.

надандарға бой берме,

шын сөзбенен өлсеңiз.

аят, хадис емес қой,

күпір* болдың демес қой,

қанша қарсы келсеңіз.

көп орында көріне айтпа,

біздің сөзге ерсеңіз.

мұны жазған кісінің,
атын білме, сөзін біл!
осы жалған дүниеден.
шешен де өткен не бұлбұл,
көсем де өткен не дүлдүл.
сөз мәнісін білсеңіз,
ақыл-мизан*, өлшеу қыл.
егер қисық көрінсе,
мейлің таста, мейлің күл.
егер түзу көрінсе,
ойлап-ойлап, құлаққа іл.
ақымақ көп, ақылды аз,
деме көптің сөзі бұл.
жақынның сөзі тәтті деп,

жақыным айтты дей көрме.

надандықпен кім айтса,

ондай түпсіз сөзге ерме,

сізге айтамын, қаупiм —бұл.

өзің, үшін үйренсең,

жамандықтан жиренсең,

ашыларсың жылма-жыл.

біреу үшін үйренсең,

біреу білмес, сен білсең,

білгеніңнің, бәрі — тұл.

сөзіне қарай кісіні ал,

кісіге қарап сөз алма.

шын сөз қайсы біле алмай,

әрнәрседен құр қалма.

мұны жазған білген құл,

ғұламаћи* дауани

солай депті ол шыншыл.

сөзін оқып және ойла,

тез үйреніп, тез жойма,

жас уақытта көңіл — гүл​

Показать ответ
Ответ:
Hurakan
Hurakan
14.07.2022 11:55
 Стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа - скованный властью поэт-изгнанник, холодность - пламенность, бесчувствие - страдание. Но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство.      Поэтика      Жанр - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный дактиль, система рифмовки - перекрёстная, дактилические рифмы.    Основной приём стихотворения - аллегория. Автор ведёт воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни.    В стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. В первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они - "вечно холодные, вечно свободные". Этот контраст подчёркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя.    В риторических вопросах, которые герой задаёт тучам:           Кто же вас гонит: судьбы ли решение?           Зависть ли тайная? злоба ль открытая?           Или на вас тяготит преступление?           Или друзей клевета ядовитая?     слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края.     Тучки так же, как и герой, мчатся "с милого севера", но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не испытывать боль. Причина их "бега" иная:           Нет, вам наскучили нивы бесплодные...           Чужды вам страсти и чужды страдания;           Вечно холодные, вечно свободные,           Нет у вас родины, нет вам изгнания.      Поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии ("Тучки небесные, вечные странники, / Степью лазурною, цепью жемчужною..."). Это придаёт стихотворению лиризм и напевность.
0,0(0 оценок)
Ответ:
nastushka208
nastushka208
26.01.2021 01:52
Лев Николаевич Толстой ''Детство''
«Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.

Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны...».

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота