Адание 1. Война в романе – антитеза норме жизни. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль? См., как входит война в мир героев романа? (ч. 3, гл. III),
Найдите лирические отступления (ч. 3, конец гл. VI, начало гл. Х, начало гл. XVI). Определите объединяющую их сквозную мысль.
Какую роль играет в повествовании о войне дневник бывшего студента Тимофея (ч. 3, гл. XI)?
Шолохов использует толстовский прием, рассказывая о казаке Крючкове и его подвиге (ч. 3, гл. VIII-IX). В чем суть этого приема и зачем он автору?
Задание 2. Война – испытание на человечность для каждого человека. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль? (ч. 3)
Какой смысл имеет антитеза: Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Какой смысл имеет антитеза: Евгений Листницкий – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Задание 3. Война – испытание миру – на к устойчивости и возрождению, к сохранению в нем заветов и святынь. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
На страницах 3 и 4 частей мы встречаем агитаторов-большевиков Гаранжу (ч.3, гл. XXIII) и Бунчука (ч. 4, гл. XIII). Почему они имеют успех у своих слушателей?
Каким создает автор на страницах 4 части образ Лавра Георгиевича Корнилова? Попробуйте определить отношение Шолохова к этому человеку? Почему он часто использует документальные свидетельства – письма и телеграммы Корнилова? (Гл. XV, XVI, XVII, XX)
Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси, начиная от библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.
Современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку Повесть временных лет несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр – открытый.
Повесть временных лет отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца – передать все то, что происходило, но не делать выводов.
Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, поучение Владимира Мономаха)
Различия: Троекуров-1)Богат 2)Избалован 3)Пылкий характер 4)Самовлюблённый, эгоистичный 5)Злой 6)Для нето нет закона.
Дубровский: 1)Беден 2)Независемый 3)Решительный 4)Бывший порутчик 5)Добрый 6)Для не существует закон.
Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» , уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера» . Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях» . Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.
Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.