Аналіз вірша Лесі Українки "Сафо" 1. Час, місце написання, історія створення. 2. Жанр. 3. Місце вірша у творчості поета. 4. Почуття. 5. Композиція. 6. Тема. 7. Ідея. 8. Віршовий розмір. 9. Мова художнього твору. 10. Актуальність твору
Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно объединить людей для благородных, больших дел. Словом можно выразить любовь и все тончайшие движения души. Но, к сожалению, слово может служить вражде и ненависти. Не случайно в двух одинаково построенных пословицах противопоставляется значение речи: «Язык мой — друг мой» и «Язык мой - враг мой» . Именно об этом парадоксальном противоречии идет разговор в исходном тексте. Когда Эзоп говорил о достоинствах речи, всем его рассуждения пришлось по сердцу. А как только он напомнил о том, что слова могут разъединять людей, не всем гостям понравилось это высказывание. Почему же так неприятно было слушать ответ Эзопа. Наверное, своими словами Эзоп заставил задуматься многих над тем, что такое язык. В одном и том же понятии есть корни добра и зла. И от самого человека зависит, как он будет пользоваться удивительным оружием - языком. Автор текста, пересказывая древнюю легенду, напоминает нам об умелом владении речью и о бережном отношении к слову. Давайте и мы проследим, как в одном и том же слове звучат гордость и укор. Вспомним два слова -родственника: «един и один» . В современном русском языке в некоторых словах остается близкое родство («один» , «единица») . В других же - полная противоположность: «един» - «единство» , «один» — «одиночество» . Вот как со временем истинный смысл одного и того же слова может измениться. Русские писатели сказали много замечательных слов о языке. Они призывают любить, ценить и изучать язык. В. Г. Короленко в рассказе «Без языка» сказал: «Правду говорят, без языка человек как слепой или малый ребенок» . Эти слова тоже, как и ответ Эзопа, «неприятное» напоминание о том, что человек, имея язык, не может владеть им, не осознает его могучей силы и чрезвычайного богатства. Задумываясь о состоянии современного русского языка, мы слышим брань, стоны, вопли. Действительно, «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома! » (С. И. Тургенев) . Но пройдет время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи. Прекрасен русский язык! И на нем еще споют самые лучшие песни о будущем...
Маша Миронова – дочь коменданта. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту. Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам.
Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту. Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам.