АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «Незнакомка»А.Блока.По плану ниже
План анализа лирического стихотворения
1. Тема стихотворения (любви, природы, войны, одиночества, философская тема и т.п.)
2. Идея стихотворения – основная мысль или чувство, выраженное автором, возникающее у читателя.
3. Композиция – построение стихотворения, движение авторской мысли от первого до последнего четверостишия (строки).
4. Художественно-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение и.т.п). Стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
5. Ваши впечатления о стихотворении.
Аркадий и Борис Стругацкие самые известные русскоязычные фантасты в мире. Хотя то, что они писали, не просто фантастика и даже не просто фантастическая литература, а Литература в самом полном смысле этого слова.
Писать братья Стругацкие начали в конце 50-х гг. В своем творчестве они путь, на который постепенно развивающейся фантастике потребовалось более ста лет. В конце творческого пути Стругацкие во многом определяли развитие этого жанра. Ранние вещи Стругацких — “Страна багровых туч”, “Извне”, “Путь на Амальтею”, “Шесть спичек”, “Стажеры” — представляли собой почти классическую научную фантастику, характерную своего времени. Помимо стандартных сюжетов и научно-фантастического реквизита в повестях есть что-то еще, что и заставляет употребить слово “почти”.
Уже здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т.п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.
В этой связи вспоминается эпизод из повести “Понедельник начинается в субботу”, где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): “В большинстве своем … люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные … механизмы …” Для Стругацких такое невозможно.
Внимательный читатель не может не заметить, как часто многие детали опущены. Авторы не утомляют читателя длинными описаниями устройства и принципов работы своих изобретений. Это касается не только технических подробностей, но и некоторых сюжетных моментов. Как попал в будущее заключенный концлагеря Саул Репнин? При каких “странных обстоятельствах” найдена рукопись Малянова? Что такое Зона? Писатели не считают нужным отвечать на эти вопросы.
Что же происходит в этом прекрасном фантастическом мире, созданном писателями? Он отлично при для жизни, удобно организован, почти безопасен, населен очень здоровыми и прекрасно образованными людьми с невиданными творческими возможностями. Одна из известных ранних вещей Стругацких, так и названная “Полдень. ХХII век”, описывает светлое будущее Земли, солнечный полдень человечества. Почти утопия!
Однако более поздние произведения братьев Стругацких уже не назовешь утопией. Выясняется, что в этом безоблачном мире полно своих проблем, не менее значимых, чем проблемы сегодняшней цивилизации. И, самое главное, авторы не считают это неправильным. Развитие человечества, прогресс, не может быть беспроблемным. Вопросы и проблемы остаются, они просто меняются.
В нескольких произведениях Стругацких упоминаются цивилизации, сознательно отказавшиеся от прогресса, тормозящие его. “Это ужасный тупик!” – так говорит о подобной цивилизации планеты Тагора один из героев “Жука в муравейнике” Экселенц.
Миры Стругацких не исчерпываются солнечным ХХII веком. В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. Однако в сюжетно связанной с “Понедельником…” “Сказке о Тройке” сказочная ирония превращается в злую сатиру.
Объяснение:
2
) Отъезд из крепости:
Жилин собрался навестить матушку и взял отпуск.Обоз шёл очень медленно,а Жилин спешил домой.Он решил поехать впереди отряда,встретив другого офицера Костылина,которому было очень жарко и он торопился поесть.Оба поскакали вперёд,Костылин должен был прикрывать Жилина,в случае опасности.Так одни оказали вдвоём на опасной дороге.Трусость Костылина стоила обоим офицерам свободы,только по его вине они попали в плен.Жилин не поехал один,зная ,что все одиночки-это добыча татар.Он рассчитывал на товарища,на его поддержку,но трус -плохой товарищ.
2) Захват в плен:
Жилина окружают татары,он сопротивляется,надеясь на Костылина.Лошадь пала,Жилина скрутили и привезли в аул.Костылина привели,когда Жилин отказывался платить выкуп.Жилин потребовал, чтобы их держали вместе,кормили и поили,иначе никого выкупа не будет.Татары заставляют их написать письма домой,требуя выкуп. Костылин написал,а Жилин неправильно пишет адрес,зная,что его бедная мать не сможет заплатить за него.Заковав их в кандалы,татары держат пленников в сарае.
3) Занятие в плену:
Умный и прямолинейный,Жилин умеет ладить с людьми,его уважают даже враги,за его характер,"золотые руки" и его чувство достоинства, которое он не теряет даже в плену.Он чинит вещи татарам,делает детям игрушки,делает всё,чтобы найти дорогу в крепость.
Пессимист по-натуре,Костылин не пытается ничего изменить,попав в плен.Он ждёт,когда за него заплатит выкуп его семья,спит и жалуется на жизнь.Слабохарактерный барин,трусливый и не умеющий ничего делать.
4) Первый побег:
Жилин уговаривает Костылина бежать,но их быстро находят с собаками и сажают в яму.Костылин не умеет бегать,толстый и неуклюжий,он разрезал ноги о камни и начал ныть.Жилин на себе готов нести товарища,не бросив его на растерзание врагам.Но они не знают точного направления к крепости,теряют время и их настигает погоня.
5) Возвращение в крепость:
Жилин не теряет надежды,он готовит новый побег,ему татарская девочка Дина,которая считает Жилина своим другом. Тяга к свободе,жажда жизни Жилина от смерти,за него некому внести выкуп и его ждёт смерть.Благодаря смекалке,ловкости ему удалось сбежать,а мужество,отвага и тяга к жизни ему успешно добраться "до своих".Оставшись в плену,Костылин получил свободу,его выкупили через месяц,но чуть живого.
3.Потому что он был из бедной семьи, а также потому, что не хотел тревожить свою старую, больную мать. Он надеялся только на себя. У Жилина и так были планы побега, поэтому он написал неправильный адрес. Побег во второй раз ему удался, но домой он так и не попал, а вернулся обратно в часть служить.
4:Жил с товарищем. В 3й главе автор употребляет глагол жил, это указывает на постоянное нахождение человека в одном месте. Жилин присмотрелся к быту, людям, завел знакомство с Диной и заработал определенный авторитет своим мастерством. Он стал почти своим, Абдулла не хотел его отпускать, как договаривались.
Прожил. Этот глагол в 4й главе указывает на непостоянное нахождение в данном месте. Жилин уже окреп, заручился поддержкой Дины, начал вести подкоп. Он готовился к побегу. Товарищ не упоминается в первой фразе потому, что Костылин сдался, он не предпринимал никаких действий, ждал выкупа.
Он был мастером на все руки , чинил часы , пистолеты и ружья