Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый.
С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания...
Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет казак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого он встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась.
Сыновья его были заняты другими мыслями. (Андрий думал о красавице-полячке).
Н. В. Гоголь – истинно патриотичный русский писатель. В те времена, когда центральная Россия задыхалась под гнетом крепостничества, оплотом свободной воли православных людей оставалось казачество. Именно это сообщество простых и сильных людей воспел Гоголь.
Образ Тараса Бульбы вобрал в себя лучшие черты казачества – твердые моральные устои, активность и ответственность, патриотизм и мужество, гордость и непримиримость к врагам и предателям. Вся жизнь Тараса подчинена служению отечеству, независимо от того, кто в данный момент находится у власти. Его идеалы высоки, а превыше всего – православная вера, как духовная основа, объединяющая всех русских людей, где бы они ни жили.
Сначала Тарас очень рад, что его сыновья выросли и возмужали. Он надеялся, что подросла достойная смена, и в первом общем бою дети его не подвели, бились достойно, ими можно было гордиться.
Тем больнее был удар для благородного отца, когда он узнал, что один из сыновей, Андрий, предал родную веру и семью, проявив слабость, ради женщины. Встретив сына во время боя на стороне противника, Тарас своей рукой убивает его, чтобы ничто не могло опозорить его род.
Не успевая из плена второго сына, Остапа, который был во всем ему подобен, так же силен в вере и мужестве, Тарас переживает второй жестокий удар судьбы, но ничто не может сломить его.
Бульба продолжает громить врага, но в решающем бою как будто сам отдает себя в руки противника, под предлогом любимой трубки. Смерть его мучительна, но жизнь, наверное, была сплошным адом, поэтому герой уже почти стремился окончить ее именно так.
Тарас Бульба жил и умер как герой, с полным сознанием своей великой миссии, со словами: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из русской земли своей царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!»
Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый.
С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания...
Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет казак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого он встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась.
Сыновья его были заняты другими мыслями. (Андрий думал о красавице-полячке).
План 2 главы:
Дорога на Сечь, степь.
Думы Тараса.
Учение в бурсе Остапа и Андрия.
Воспоминание о полячке.
Прекрасная степь.
Встреча с татарином.
Возле Днепра.
Прибытие на Сечь.
Встреча с друзьями.
Н. В. Гоголь – истинно патриотичный русский писатель. В те времена, когда центральная Россия задыхалась под гнетом крепостничества, оплотом свободной воли православных людей оставалось казачество. Именно это сообщество простых и сильных людей воспел Гоголь.
Образ Тараса Бульбы вобрал в себя лучшие черты казачества – твердые моральные устои, активность и ответственность, патриотизм и мужество, гордость и непримиримость к врагам и предателям. Вся жизнь Тараса подчинена служению отечеству, независимо от того, кто в данный момент находится у власти. Его идеалы высоки, а превыше всего – православная вера, как духовная основа, объединяющая всех русских людей, где бы они ни жили.
Сначала Тарас очень рад, что его сыновья выросли и возмужали. Он надеялся, что подросла достойная смена, и в первом общем бою дети его не подвели, бились достойно, ими можно было гордиться.
Тем больнее был удар для благородного отца, когда он узнал, что один из сыновей, Андрий, предал родную веру и семью, проявив слабость, ради женщины. Встретив сына во время боя на стороне противника, Тарас своей рукой убивает его, чтобы ничто не могло опозорить его род.
Не успевая из плена второго сына, Остапа, который был во всем ему подобен, так же силен в вере и мужестве, Тарас переживает второй жестокий удар судьбы, но ничто не может сломить его.
Бульба продолжает громить врага, но в решающем бою как будто сам отдает себя в руки противника, под предлогом любимой трубки. Смерть его мучительна, но жизнь, наверное, была сплошным адом, поэтому герой уже почти стремился окончить ее именно так.
Тарас Бульба жил и умер как герой, с полным сознанием своей великой миссии, со словами: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из русской земли своей царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!»