Часть В.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.
— О! да этот будет со временем добрый полковник! — говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!
Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает, несется, — летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем дары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:
— И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!
ответы на задания В1—В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
В1. За что сражались казаки с врагами?
В2. Какое качество Остапу в бою?
В3. С кем сравнивает Остапа автор, описывая его в бою?
В4. Какой эпитет подчеркивает благородство натуры Остапа?
В5. Найдите выражение, которое показывает, какое главное чувство владеет в бою Андрием.
В6. Какое сравнение использует автор, описывая ощущения Андрия в бою?
В7. Какой основной прием создания образов братьев использует автор в этом отрывке?
В8. Какие преобладающие черты характера в конечном счете подтолкнули Андрия к предательству?
В9. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей».
В10. Какую поговорку использует Тарас Бульба, говоря о сыне?
Очень жду. До 5.12.20
Песня "Солдаты готовятся штурмовать Орешек" относится к периоду Северной войны. В основе песни - один из наиболее ярких эпизодов войны: осада и взятие шведской крепости Нотебург (Орешек) в сентябре 1702 года. Небольшая, но хорошо укрепленная крепость оказывала серьезное сопротивление и сдалась после длительной осады.
Лирическим персонажем песни является русский солдат, идущий в поход на Орешек.
В тексте песни присутствую такие выразительные средства, как инверсия, аллитерация, эпитеты, лексические повторы. Данные выразительные средства свойственны фольклору и очень часто употребляются в других произведения устного народного творчества.
В песне часто повторяется обращение солдат к царю «Государь-царь» с целью подчеркнуть величество царя. Также повторяется и обращение царя к солдатам с целью обозначить характерный признак солдатской исторической песни.
Основная идея песни в том, что было очень сложно осадить Орешек. Это хорошо описано в конце песни в следующих строчках:
«Нам водою к нему плыти – не доплыти,
Нам сухим путем идти – не досягнути».
Но, несмотря на трудности, русские солдаты не отступили и смогли осадить город.
Таким образом вырисовыется два варианта. Либо это был один из знатных воинов того времени (и не стоит жестоко высмеивать идею, что сам князь Игорь описал историю своего поражения), либо - если "Слово" все же подделка - следует искать историка-мистификатора. В конце концов, фальсификации есть даже в "Повести временных лет", легшей в основу первых учебников нашей истории.
Но все же хочется верить, что "Слово" - рассказ очевидца.