Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов в своих баснях высмеивает самые разные людские пороки. Например, в баснях "Свинья под дубом", "Петух и жемчужное зерно" - глупость и невежество. В басне "Ворона и лисица" - лесть и доверчивость. Басня "Квартет" учит читателя тому, что нужно отличать главное от второстепенного. Ведь для того, чтобы что-то делать хорошо (например, играть на музыкальных инструментах), нужно умение и музыкальный слух, а второстепенные вещи, вроде того, кто где будет сидеть, не имеют значения.
Мораль басен Крылова часто можно увидеть в начале басни или в ее конце. Например, басня "Волк и ягненок" начинается с морали - "У сильного всегда бессильный виноват". С мораль начинается и басня "Ворона и лисица", и многие другие. Мораль может и завершать басню. "Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк" - этими словами заканчивается басня "Петух и жемчужное зерно".
Читатель или зритель знаменитой комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" может задаваться вопросом, почему Софья "девушка сама неглупая предпочла дурака умному человеку." Хотя, если посмотреть на происходящее с точки зрения Софьи, то никакой "загадки" в этом нет.
Софья Фамусова - очень яркий образ (как, собственно, большинство образов этой бессмертной комедии). Кто же она такая?
Софья - молодая девушка, ей 17 лет. Она росла без матери, в доме отца. Девочку воспитывала гувернантка мадам Розье и приходящие учителя. Фамусов обожает дочь и никогда не жалел ничего для ее воспитания. Например, сам он не любит книг ("ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится") и не одобряет того, что барышень положено учить танцам, этикету и тому подобым вещам. Но Софье при этом он нанял всех учителей и покупал книги, в частности, французские романы, которые девушка читала запоем.
Под влиянием романов Софья выросла весьма сентиментальной. Если добавить то, что о реальной жизни она знает не так уж много (выросла в богатом доме, и круг общения ее был сильно ограничен), то неудивительно, что она влюбляется в Молчалина.
Безусловно, Софья его идеализирует - даже то, что он "в бедности рожден", кажется ей романтичным: где дочери богатого человека знать, что такое бедность... А Чацкий... А что Чацкий? Они росли вместе (Чацкий - воспитанник Фамусова, сын его покойного друга), а потом Чацкий уехал "ума искать". На долгих три года, причем "не писал двух слов". То есть на момент отъезда Софье было 14 лет. Вряд ли тогда речь могла идти о любви - максимум, детская дружба и привязанность три года, Чацкий возвращается и признается Софье в любви. И что делать с этой любовью девушке, уже влюбленной в другого? Поэтому напор Чацкого ее пугает, резкость суждений раздражает, а нападки на Молчалина злят.
А ведь Софья - решительная натура и, как говорится, девушка с характером. Защищая свою любовь, она и солгать отцу, весьма грозному в гневе, и коварно отомстить обидчику. В спорах с Чацким она горячо защищает свою точку зрения и острит зачастую не хуже, чем сам Чацкий. А то, что она попалась на удочку манипулятора Молчалина, легко объяснить тем, что Софья еще неопытная девушка: ей всего семнадцать.
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов в своих баснях высмеивает самые разные людские пороки. Например, в баснях "Свинья под дубом", "Петух и жемчужное зерно" - глупость и невежество. В басне "Ворона и лисица" - лесть и доверчивость. Басня "Квартет" учит читателя тому, что нужно отличать главное от второстепенного. Ведь для того, чтобы что-то делать хорошо (например, играть на музыкальных инструментах), нужно умение и музыкальный слух, а второстепенные вещи, вроде того, кто где будет сидеть, не имеют значения.
Мораль басен Крылова часто можно увидеть в начале басни или в ее конце. Например, басня "Волк и ягненок" начинается с морали - "У сильного всегда бессильный виноват". С мораль начинается и басня "Ворона и лисица", и многие другие. Мораль может и завершать басню. "Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк" - этими словами заканчивается басня "Петух и жемчужное зерно".
Загадка Софьи
Читатель или зритель знаменитой комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" может задаваться вопросом, почему Софья "девушка сама неглупая предпочла дурака умному человеку." Хотя, если посмотреть на происходящее с точки зрения Софьи, то никакой "загадки" в этом нет.
Софья Фамусова - очень яркий образ (как, собственно, большинство образов этой бессмертной комедии). Кто же она такая?
Софья - молодая девушка, ей 17 лет. Она росла без матери, в доме отца. Девочку воспитывала гувернантка мадам Розье и приходящие учителя. Фамусов обожает дочь и никогда не жалел ничего для ее воспитания. Например, сам он не любит книг ("ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится") и не одобряет того, что барышень положено учить танцам, этикету и тому подобым вещам. Но Софье при этом он нанял всех учителей и покупал книги, в частности, французские романы, которые девушка читала запоем.
Под влиянием романов Софья выросла весьма сентиментальной. Если добавить то, что о реальной жизни она знает не так уж много (выросла в богатом доме, и круг общения ее был сильно ограничен), то неудивительно, что она влюбляется в Молчалина.
Безусловно, Софья его идеализирует - даже то, что он "в бедности рожден", кажется ей романтичным: где дочери богатого человека знать, что такое бедность... А Чацкий... А что Чацкий? Они росли вместе (Чацкий - воспитанник Фамусова, сын его покойного друга), а потом Чацкий уехал "ума искать". На долгих три года, причем "не писал двух слов". То есть на момент отъезда Софье было 14 лет. Вряд ли тогда речь могла идти о любви - максимум, детская дружба и привязанность три года, Чацкий возвращается и признается Софье в любви. И что делать с этой любовью девушке, уже влюбленной в другого? Поэтому напор Чацкого ее пугает, резкость суждений раздражает, а нападки на Молчалина злят.
А ведь Софья - решительная натура и, как говорится, девушка с характером. Защищая свою любовь, она и солгать отцу, весьма грозному в гневе, и коварно отомстить обидчику. В спорах с Чацким она горячо защищает свою точку зрения и острит зачастую не хуже, чем сам Чацкий. А то, что она попалась на удочку манипулятора Молчалина, легко объяснить тем, что Софья еще неопытная девушка: ей всего семнадцать.