рассказ и. с. тургенева «муму» описывает жизнь и нелегкую судьбу крепостного — герасима. человек этот был высок, наделен немалой силой и от рождения нем. он хорошо делал любую работу, и, как говорится, один стоил четверых. барыня ценила герасима, она взяла его к себе из деревни и сделала дворником. однако женщина эта имела скверный характер. герасим полюбил девушку татьяну, которая работала прачкой, но барыня распорядилась выдать ее замуж за другого. эту новость герасим тяжело переживал, сидя в своей каморке. он вышел проводить молодоженов и подарил татьяне на прощанье красный платок, показав этим свое доброе к ней отношение и одновременно боль от расставания. когда он возвращался к себе, то нашел маленького голодного щенка. несмотря на то, что барыня будет недовольна, он забрал его с собой. собаку он выходил и выкормил, она была единственной его отрадой. герасим назвал ее муму. долго прятал и выгуливал только ночью. добрая и ласковая собака беззаветно любила своего спасителя. но хозяйка, все же, узнала о ней и приказала дворнику утопить своего питомца. честно говоря, я не смог сдержать слез, читая о том, как герой, не в силах ослушаться приказа, убивает свою собаку — единственного друга. прежде чем выполнить ужасный приказ он накормил ее, сам поел, а потом посадил в лодку и, привязав к шее собачонки камень, сбросил ее в воду. ему, безусловно, было нестерпимо жаль муму, но ослушаться приказа он не мог. после этого он вернулся к себе в деревню. герасим был добр и чист душой, он заботился о слабых и защищал их. мне этот герой симпатичен, а когда я читал произведение, то искренне проникся к нему состраданием, ведь обстоятельства, в которые он был загнан, заставили его совершить страшный и тяжелый поступок, на который по собственной воле он ни за что бы не пошел. уверен, что воспоминания об этом остались с ним до конца жизни.
тема: в.а. жуковский. «сказка о царе берендее, о сыне его иване – царевиче, о хитростях кощея бессмертного и о премудрости марьи – царевны, кощеевой дочери».
сформировать у детей представление о в.а. жуковском как авторе первой сказки в и как о высоконравственной личности.
на основе анализа сказки выявить
а) основные черты характера главных героев;
б) нравственный смысл сказки и его внутреннюю архитектонику с опорой на православные нравственные традиции.
развивающая и воспитывающая.
развитие логического мышления (способности к обобщению).
развитие внимания к художественному слову, эстетического вкуса.
расширение представлений учащихся о нравственных ориентирах.
развитие способности к саморефлексии (на основе нравственных оценок содержания художественного произведения и своего отношения к героям).
ход урока.
i. знакомство с в.а. жуковским.
сообщение ученика «духовный портрет писателя в.а. жуковского».
(царь берендей. его сын иван – царевич. кощей бессмертный. мария – царевна, кощеева дочь).
учитель: «каждый из героев имеет свой характер. нам предстоит выявить, какие черты характера характеризуют главных героев. открыть нравственные уроки сказки».
анализ текста сказки.
самостоятельная работа по группам (4 группы): выявление особенностей характера каждого из героев.
. заполни таблицу «черты характера главных героев сказки в.а. жуковского».
черты характера
+ или –
примеры из текста
(указать страницу, ключевое слово, предложение, фрагмент из текста)
иван – царевич
кощей бессмертный
мария – царевна,
кощеева дочь
обсуждение результатов анализа.
- эвристическая беседа.
- комментарий и дополнения учителя с использованием материалов святоотеческого наследия.
- работа с текстом.
- заполнение таблицы.
черты характера главных героев сказки.
царь берендей
(черты характера)
примеры из текста
дополнительный материал.
«энциклопедия православной веры от а до я в изречениях святых отцов»; м.; «христианская жизнь», 2004 г.
+ миротворчество
«был он женат и жил в согласьи с женой…»
(стр. 81).
«господь всеусиленно заповедовал хранение мира с ближним»
– беспечность
«и вот наконец сиповатый голос сказал из воды: «… дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь». царь подумал: «чего ж я не знаю?
я, кажется знаю все! »
и отвечал образине: «изволь, я согласен»» (стр. 82).
«предавшись беспечности, мы терпим вред от самых малых вещей»
ответ:
рассказ и. с. тургенева «муму» описывает жизнь и нелегкую судьбу крепостного — герасима. человек этот был высок, наделен немалой силой и от рождения нем. он хорошо делал любую работу, и, как говорится, один стоил четверых. барыня ценила герасима, она взяла его к себе из деревни и сделала дворником. однако женщина эта имела скверный характер. герасим полюбил девушку татьяну, которая работала прачкой, но барыня распорядилась выдать ее замуж за другого. эту новость герасим тяжело переживал, сидя в своей каморке. он вышел проводить молодоженов и подарил татьяне на прощанье красный платок, показав этим свое доброе к ней отношение и одновременно боль от расставания. когда он возвращался к себе, то нашел маленького голодного щенка. несмотря на то, что барыня будет недовольна, он забрал его с собой. собаку он выходил и выкормил, она была единственной его отрадой. герасим назвал ее муму. долго прятал и выгуливал только ночью. добрая и ласковая собака беззаветно любила своего спасителя. но хозяйка, все же, узнала о ней и приказала дворнику утопить своего питомца. честно говоря, я не смог сдержать слез, читая о том, как герой, не в силах ослушаться приказа, убивает свою собаку — единственного друга. прежде чем выполнить ужасный приказ он накормил ее, сам поел, а потом посадил в лодку и, привязав к шее собачонки камень, сбросил ее в воду. ему, безусловно, было нестерпимо жаль муму, но ослушаться приказа он не мог. после этого он вернулся к себе в деревню. герасим был добр и чист душой, он заботился о слабых и защищал их. мне этот герой симпатичен, а когда я читал произведение, то искренне проникся к нему состраданием, ведь обстоятельства, в которые он был загнан, заставили его совершить страшный и тяжелый поступок, на который по собственной воле он ни за что бы не пошел. уверен, что воспоминания об этом остались с ним до конца жизни.
ответ:
тема: в.а. жуковский. «сказка о царе берендее, о сыне его иване – царевиче, о хитростях кощея бессмертного и о премудрости марьи – царевны, кощеевой дочери».
сформировать у детей представление о в.а. жуковском как авторе первой сказки в и как о высоконравственной личности.
на основе анализа сказки выявить
а) основные черты характера главных героев;
б) нравственный смысл сказки и его внутреннюю архитектонику с опорой на православные нравственные традиции.
развивающая и воспитывающая.
развитие логического мышления (способности к обобщению).
развитие внимания к художественному слову, эстетического вкуса.
расширение представлений учащихся о нравственных ориентирах.
обогащение словаря учащихся лексикой, отражающей духовно – нравственные понятия.
развитие способности к саморефлексии (на основе нравственных оценок содержания художественного произведения и своего отношения к героям).
ход урока.
i. знакомство с в.а. жуковским.
сообщение ученика «духовный портрет писателя в.а. жуковского».
(царь берендей. его сын иван – царевич. кощей бессмертный. мария – царевна, кощеева дочь).
учитель: «каждый из героев имеет свой характер. нам предстоит выявить, какие черты характера характеризуют главных героев. открыть нравственные уроки сказки».
анализ текста сказки.
самостоятельная работа по группам (4 группы): выявление особенностей характера каждого из героев.
. заполни таблицу «черты характера главных героев сказки в.а. жуковского».
черты характера
+ или –
примеры из текста
(указать страницу, ключевое слово, предложение, фрагмент из текста)
иван – царевич
кощей бессмертный
мария – царевна,
кощеева дочь
обсуждение результатов анализа.
- эвристическая беседа.
- комментарий и дополнения учителя с использованием материалов святоотеческого наследия.
- работа с текстом.
- заполнение таблицы.
черты характера главных героев сказки.
царь берендей
(черты характера)
примеры из текста
дополнительный материал.
«энциклопедия православной веры от а до я в изречениях святых отцов»; м.; «христианская жизнь», 2004 г.
+ миротворчество
«был он женат и жил в согласьи с женой…»
(стр. 81).
«господь всеусиленно заповедовал хранение мира с ближним»
– беспечность
«и вот наконец сиповатый голос сказал из воды: «… дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь». царь подумал: «чего ж я не знаю?
я, кажется знаю все! »
и отвечал образине: «изволь, я согласен»» (стр. 82).
«предавшись беспечности, мы терпим вред от самых малых вещей»
объяснение: