План Введение Главный персонаж рассказа — бездомная собака Кусака. Основная часть Жизнь собаки до встречи с дачниками. Жизнь на даче. Предательство людей. Заключение Кусака вновь одинока. Л.H. Андреев был душевно щедрым человеком, поэтому писал свои произведения о милосердии, сердечности, взаимопонимании между людьми, о добром отношении к животным. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала». Кусака — никому не нужное существо, ни имеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака. С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Лёля, приласкали собаку: у нее появилось имя, ее стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у нее отняли ее непримиримую злобу». Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки ее были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы». Писатель не пишет, о чем просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь». Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, желтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки еще тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно». Финал рассказа трагичный: собака по-прежнему одинока, никому не нужна. Характеризуя образ Кусаки, Л.H. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к Дурачку Илюше и к Кусаке.
Каждый год, в начале каждой смены, в пионерский лагерь прибывает отряд барабанщиков, который встречает солнце весёлой барабанной дробью. Валька Бегунов, который ещё не стал пионером, вместе с барабанщиками встречает рассвет. Барабан одного из барабанщиков падает с обрыва в реку, и Валька прыгает в воду, чтоб его достать. На утренней линейке отряд барабанщиков принимает Вальку в пионеры.
Новый учебный год Валька начинает в другой школе. Перед началом учебного года мальчик вместе с малышами строит во дворе город из песка. Витька Волощук на велосипеде разрушает его. Несмотря на то что Витька старше, а Валька не умеет драться, он вступает в бой и побеждает. Теперь хулигана не боятся, и малыши уверены, что Валька их защитит.
Один из малышей, Андрюшка, узнаёт Валькин секрет: мальчик рисует, особенно ему нравится рисовать парусники. Мальчик боится, что, узнав об этом увлечении, его не поймут, высмеют, поэтому прячет ото всех свой альбом с рисунками. Однажды учительница географии Оксана Николаевна заинтересовывается его увлечением парусниками.
Одноклассник Сашка случайно видит Валькин альбом и находит рисунки замечательными. В ответ Сашка открывает Вальке свою тайну: он собрал телескоп.
В выходной день назначен сбор металлолома. Валька отказывается прийти, несмотря на уговоры Сашки и то, что их класс может проиграть соревнование. Валька участвует наравне со всеми в общественных делах, но сбор металлолома и посещение школьного хора он считает ерундой.
Классный вожатый сообщает, что из-за плохой погоды сбор металлолома отменяется, но после уроков совет дружины будет обсуждать подготовку к встрече Нового года.
На уроке рисования Валька вынимает из портфеля альбом и видит, что вместо школьного он принёс свой, с кораблями. Мальчик прячет его обратно и говорит, что забыл альбом дома. Учитель рисования Юрий Ефимович видит альбом и забирает его. Он согласен не смотреть рисунки, но требует у Вальки дневник. Дневника тоже нет, и учитель пишет записку Валькиным родителям, чтоб те пришли в школу. Сашка берётся её передать. Валька на весь класс называет его предателем. Учитель выгоняет его из класса.
Вернувшись после звонка в класс, Валька видит, как его одноклассница Зинка Лагутина листает альбом, который учитель оставил на своём столе, и силой его забирает.
Завуч Анна Борисовна входит в класс и видит зарёванную Зинку. Она спрашивает, в чём дело, и Валька ей грубит. После уроков Анна Борисовна устраивает классное собрание, на котором отчитывает Вальку: на сборы металлолома не является, учителям грубит. Некоторые ребята пытаются защитить Вальку, но Анна Борисовна их не слушает.
Вечером Валька приходит на заседание совета дружины, где помимо встречи Нового года будут разбирать его поведение. В совете дружины он знает только Зинку и Олега Ракитина, бывшего одноклассника. Ракитин пытается защитить Вальку, обвиняя Зинку, но Анна Борисовна снова не хочет слушать и выставляет Вальку хулиганом. Председатель собрания предлагает исключить Вальку из пионеров. Вожатый это предложение поддерживает. Только самый маленький член совета, четвероклассник Серёжа, голосует против. Валька вспоминает, как его принимали в пионеры под грохот барабанов. Присутствующие на совете требуют, чтоб Валька снял галстук, но он выбегает из комнаты и видит, как под дверью стоят его друзья-одноклассники. Валька понимает, что этим побегом признаёт свою вину, но всё равно убегает, сжимая галстук.
За Валька приходит к учительнице географии Оксане Николаевне. Её младший брат, тот самый Серёжа, который отказался голосовать, открывает Вальке дверь и говорит, что Оксаны Николаевны нет дома. Валька отказывается её подождать, ему становится стыдно, что он пришёл жаловаться.
Возле дома Вальку зовёт Андрюшка. Один из малышей разбил губу, и ему нужна Чтоб малыша не ругали дома, Валька приводит его к себе и останавливает кровь.
К Вальке приходит Сашка. Он взялся передать записку, чтоб не вызвался никто другой. На улице к Сашке подошёл Юрий Ефимович и записку забрал. Сашка рассказывает Вальке, что одноклассники заступились за него перед вожатым. На прощание мальчики пожимают друг другу руки.
На улице Валька находит обрывок записки Юрия Ефимовича. Андрюшка предлагает ему нарисовать корабль, чтоб его было легче строить, и быть у малышей капитаном. Валька обещает и, несмотря на душевную боль, даёт честное пионерское. А дома его ждёт альбом с незаконченным рисунком, его радостная звёздочка, которая светит впереди.
Введение
Главный персонаж рассказа — бездомная собака Кусака.
Основная часть
Жизнь собаки до встречи с дачниками.
Жизнь на даче.
Предательство людей.
Заключение
Кусака вновь одинока.
Л.H. Андреев был душевно щедрым человеком, поэтому писал свои произведения о милосердии, сердечности, взаимопонимании между людьми, о добром отношении к животным. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».
Кусака — никому не нужное существо, ни имеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака. С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Лёля, приласкали собаку: у нее появилось имя, ее стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у нее отняли ее непримиримую злобу». Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки ее были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы». Писатель не пишет, о чем просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь». Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, желтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки еще тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».
Финал рассказа трагичный: собака по-прежнему одинока, никому не нужна. Характеризуя образ Кусаки, Л.H. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к Дурачку Илюше и к Кусаке.
Каждый год, в начале каждой смены, в пионерский лагерь прибывает отряд барабанщиков, который встречает солнце весёлой барабанной дробью. Валька Бегунов, который ещё не стал пионером, вместе с барабанщиками встречает рассвет. Барабан одного из барабанщиков падает с обрыва в реку, и Валька прыгает в воду, чтоб его достать. На утренней линейке отряд барабанщиков принимает Вальку в пионеры.
Новый учебный год Валька начинает в другой школе. Перед началом учебного года мальчик вместе с малышами строит во дворе город из песка. Витька Волощук на велосипеде разрушает его. Несмотря на то что Витька старше, а Валька не умеет драться, он вступает в бой и побеждает. Теперь хулигана не боятся, и малыши уверены, что Валька их защитит.
Один из малышей, Андрюшка, узнаёт Валькин секрет: мальчик рисует, особенно ему нравится рисовать парусники. Мальчик боится, что, узнав об этом увлечении, его не поймут, высмеют, поэтому прячет ото всех свой альбом с рисунками. Однажды учительница географии Оксана Николаевна заинтересовывается его увлечением парусниками.
Одноклассник Сашка случайно видит Валькин альбом и находит рисунки замечательными. В ответ Сашка открывает Вальке свою тайну: он собрал телескоп.
В выходной день назначен сбор металлолома. Валька отказывается прийти, несмотря на уговоры Сашки и то, что их класс может проиграть соревнование. Валька участвует наравне со всеми в общественных делах, но сбор металлолома и посещение школьного хора он считает ерундой.
Классный вожатый сообщает, что из-за плохой погоды сбор металлолома отменяется, но после уроков совет дружины будет обсуждать подготовку к встрече Нового года.
На уроке рисования Валька вынимает из портфеля альбом и видит, что вместо школьного он принёс свой, с кораблями. Мальчик прячет его обратно и говорит, что забыл альбом дома. Учитель рисования Юрий Ефимович видит альбом и забирает его. Он согласен не смотреть рисунки, но требует у Вальки дневник. Дневника тоже нет, и учитель пишет записку Валькиным родителям, чтоб те пришли в школу. Сашка берётся её передать. Валька на весь класс называет его предателем. Учитель выгоняет его из класса.
Вернувшись после звонка в класс, Валька видит, как его одноклассница Зинка Лагутина листает альбом, который учитель оставил на своём столе, и силой его забирает.
Завуч Анна Борисовна входит в класс и видит зарёванную Зинку. Она спрашивает, в чём дело, и Валька ей грубит. После уроков Анна Борисовна устраивает классное собрание, на котором отчитывает Вальку: на сборы металлолома не является, учителям грубит. Некоторые ребята пытаются защитить Вальку, но Анна Борисовна их не слушает.
Вечером Валька приходит на заседание совета дружины, где помимо встречи Нового года будут разбирать его поведение. В совете дружины он знает только Зинку и Олега Ракитина, бывшего одноклассника. Ракитин пытается защитить Вальку, обвиняя Зинку, но Анна Борисовна снова не хочет слушать и выставляет Вальку хулиганом. Председатель собрания предлагает исключить Вальку из пионеров. Вожатый это предложение поддерживает. Только самый маленький член совета, четвероклассник Серёжа, голосует против. Валька вспоминает, как его принимали в пионеры под грохот барабанов. Присутствующие на совете требуют, чтоб Валька снял галстук, но он выбегает из комнаты и видит, как под дверью стоят его друзья-одноклассники. Валька понимает, что этим побегом признаёт свою вину, но всё равно убегает, сжимая галстук.
За Валька приходит к учительнице географии Оксане Николаевне. Её младший брат, тот самый Серёжа, который отказался голосовать, открывает Вальке дверь и говорит, что Оксаны Николаевны нет дома. Валька отказывается её подождать, ему становится стыдно, что он пришёл жаловаться.
Возле дома Вальку зовёт Андрюшка. Один из малышей разбил губу, и ему нужна Чтоб малыша не ругали дома, Валька приводит его к себе и останавливает кровь.
К Вальке приходит Сашка. Он взялся передать записку, чтоб не вызвался никто другой. На улице к Сашке подошёл Юрий Ефимович и записку забрал. Сашка рассказывает Вальке, что одноклассники заступились за него перед вожатым. На прощание мальчики пожимают друг другу руки.
На улице Валька находит обрывок записки Юрия Ефимовича. Андрюшка предлагает ему нарисовать корабль, чтоб его было легче строить, и быть у малышей капитаном. Валька обещает и, несмотря на душевную боль, даёт честное пионерское. А дома его ждёт альбом с незаконченным рисунком, его радостная звёздочка, которая светит впереди.