Сама хозяйка-вымысел. а люди у бажова все реальны! и данила-мастер, и кокованя. серебрянное копытце и золотой полоз-выдумка. вот его мифические персонажи: хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности» . существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в xviii веке клеймилась полевская медь. великий полоз — ответственен за золото. его фигура создавалась бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. ср. мифологический змей. фигурируют также многочисленные дочери полоза — змеевки. бабка синюшка — персонаж, родственный бабе-яге. огневушка-поскакушка, танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) . на урале сама земля рождала легенды и сказки. неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого горного края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными и холодными озерами, высоким небом и тенистыми падями. горщики, рудобои, рудознатцы, медеплавильщики, чеканщики, камнерезы - все, кто неразрывно был связан своим трудом с природой урала, искали объяснений происхождению "земляных богатств" и создавали легенды, в которых нашла воплощение горделивая любовь людей к родной земле. павел+бажов/12270/26.htm
После смерти отца алеша с матерью и бабушкой переезжает в новгород, где живет семья матери. в доме деда алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». жить в дедовском доме было нелегко. дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. алеша с трудом находит с ним общий язык. дядья бессмысленно жестоки. и только с бабушкой мальчику было легко. бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. он сразу потянулся к этой доброй женщине. на алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. как рассказывает о себе, маленьком, горький: «до нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». бабушка — добрая и ласковая — всегда и посочувствует. « певуче говорила: — господи, господи! как хорошо все! нет, вы глядите, как хорошо-то все! это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». мастер, григорий, так отзывался о ней: « неправду не любит, не понимает. она вроде ». и алеша был согласен с такой точкой зрения. бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь. еще один важный человек в жизни героя — иван по прозвищу цыганок. цыганок — подмастерье в доме алешиного деда. это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. первое знакомство с ним как с человеком произошло у алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. цыганок признается в том, что он «жуликоватый». в восприятии алеши цыганок ассоциировался с героями народных сказок: «я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про ивана-царевича, про иванушку-дурачка». от бабушки алеша узнал, что цыганок — «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке». цыганок и впрямь был жуликоватый. он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. ему это было интересно, да и со стороны алешиного деда он не встречал порицания. только бабушка алешина говорила, что цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить. цыганок погиб, его задавило крестом. бабушка и цыганок были алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. эти два человека ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. и еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании алеши как личности, хотелось бы рассказать. с человеком по прозвищу хорошее дело алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. в доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал хорошее дело. этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «хорошее дело». в комнате хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «с утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то плавил свинец, паял какие-то медные ». хорошее дело был странным человеком. в доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. но алешу этот человек интересовал. хорошее дело занимался опытами, был умен "и невероятно одинок. странная дружба завязалась между мальчиком и хорошим делом. хорошее дело давал алеше советы: «настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». вскоре дед алеши выгнал хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. главный герой так говорил о дружбе с хорошим делом: «так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее». итак, тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать человеком с большой буквы. в детстве у него остро было восприятие зла и несправедливости, и окружавшим его любящим людям это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир. алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир.