Гра «Впізнай героя» (2б.)
«Який він був гарний, як мерехтіло золотом та діамантами його вбрання! З вигляду він був схожий на Бенкового тата, тільки вродливіший. Шкода, що тітка не бачила його».
«То був хлопчик з таким самим каштановим чубом і з такими самими карими очима, як у Бенка».
«…і ми на власні очі побачили, який він страшний. Ми дивилися на його жахливе обличчя, а він мовчки дивився на нас. І його зло лилося на нас, мов холодний струмінь, палило наші обличчя, мов пекучий вогонь крізь наші голови, крізь наші руки, ятрило нам очі, заповнювало легені, коли ми дихали».
«…назустріч мені кинувся білий кінь. Я зроду не бачив, щоб кінь так гарно біг. Його золота грива маяла на вітрі, а золоті копита блищали в сонячному промінні».
Я посмотрела фильм режиссера Сергея Колосова «Помни имя своё», снятый в 1974 году. Фильм меня просто потряс. Он о Великой Отечественной войне. В основе фильма - реальные люди и события. Простая русская женщина Зинаида Воробьева вместе с маленьким сыном попадает в концентрационный лагерь Освенцим. Мать и сын живут в разных бараках, но они могут видеться. Мать подкармливает сына, приносит ему мерзлую сырую картошку, все, что ей удается раздобыть. Играет Зинаиду замечательная актриса Людмила Касаткина, которая вкладывает всю душу в этот образ, что невольно начинаешь верить, что фильм не художественный, а документальный. Сердце замирает, когда видишь общение матери с малолетним сыном, которому около трех лет, слушаешь их разговоры.
Мне больше всего запомнился эпизод, когда однажды в бараки вламываются фашисты и приказывают собирать свои вещи. И бедная женщина понимает: это эвакуация. Зинаида умоляет надзирателей, чтобы дали возможность хоть проститься с сыном. Но все тщетно. И вот изнеможденные женщины идут мимо заколоченного детского барака, откуда раздаются детские голоса, и каждая из них пытается крикнуть своему ребенку, какое у него имя. И Зинаида кричит: «Сыночек! Помни, твоё имя – Гена Воробьёв. Твоя родина – Советский Союз». Но разве маленький ребенок, переживший столько горя, сможет запомнить?
Пройдет 25 лет, прежде чем смогут встретиться мать и сын. Война принесла много горя людям не только нашей страны.
И я считаю, что нужно нам, живущим в 21 веке, знать о той страшной войне, которую мы не пережили, но в которой потеряли своих родственников.
И пусть нам служат напоминанием слова из «Реквиема» Роберта Рождественского:
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. На мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо учиться, стать грамотным. Несмотря на то, что ему было плохо и горько жить среди чужих людей, он сильно любил свою семью и мать особенно. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мама наперекор всем несчастьям, собрала и отправила сына учиться. Он не хотел подводить мать и не убежал в деревню, претерпевая все трудности. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому ни с кем из ребят он не сошёлся. Их к нему тоже не тянуло. Но нужда заставила мальчика научиться играть в «чику» . Получив выигранные деньги, он покупал на базаре баночку молока. Досыта всё равно не наедался, но из-за малокровия ему нужно было пить молоко, поэтому он и играл на деньги.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Но она, по праву классного руководителя, внимательней относилась к ученикам, чем остальные учителя. А когда узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приходила его к себе домой, угощала ужином, но мальчик из гордости не ел, да и стеснялся очень. У Лидии Михайловны к этому парню было состраданье, она хоть немного хотела окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Она стала для него не только учительницей французского, но и другом, даже мамой, и игру в «замеряшки» придумала специально, чтобы дать возможность мальчику иметь свои деньги.
Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это. Но женщина, уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро людям. Я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым.
А писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.