Маленькому мальчику подарили 25 оловянных солдатиков в коробке. у одного из них не было ноги — видно, не хватило олова. в первый же день он увидел прекрасный игрушечный замок, а в нем — красавицу плясунью, которая стояла на одной ножке. это была любовь! но злой тролль, живущий в табакерке, решил, что солдат не пара такой красавице… утром солдатика поставили на окно, откуда он упал на улицу, где его так и не нашли. двое мальчишек пустили фигурку в плаванье на бумажном кораблике. под мостом моряка пыталась догнать водяная крыса. после аварии на водопаде, где вода падала в широкий канал, солдатика проглотила рыба, которая затем оказалась на столе кухарки в том самом доме, из окна которого солдатик выпал в то памятное утро. там по-прежнему стояла на одной ножке его любовь. вдруг маленький мальчик бросил солдатика в печь, туда же сквозняк принес танцовщицу. утром служанка нашла в печной золе кусочек олова в виде сердечка и обгоревшую брошку.
Борьба добра и зла, лихорадочное стремление обрести смысл жизни, решить для себя, в чем нравственные принципы поведения человека, на что должна опираться совесть человека, содержится ли истина в религиозной вере или атеистическом безверии — таков круг вопросов, которые ставят многие писатели, поэты, философы. писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины. это чутко воспринял и точно выразил н. а. бердяев: “в у великих писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо мира. вся наша xix века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. в самых значительных своих произведениях она проникнута религиозной мыслью. соединение муки о боге с мукой о человеке делает христианской даже тогда, когда в сознании своем писатели отступали от христианской веры”. вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время — “добро и зло” ярко выражена в произведении гоголя “вечера на хуторе близ диканьки”. с этой темой мы встречаемся уже на первых страницах повести “майская ночь, или утопленница” — самой красивой и поэтической.