Когда человек думает о Родине, он вспоминает чаще о своем доме, о месте, где родился. Для меня Родина – это прежде всего мама и город, в котором я живу. А если человек находится далеко, то вспоминает и о своей стране. Это тоже Родина. Россия, Родина, Отчизна… У каждого из нас есть малая родина – место, где мы родились, где наше детство. Но есть и Родина большая – страна, в которой мы живем. Понятия большой и малой Родины неотделимы друг от друга, ведь, как считал JL Леонов, «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь» . Человек не может жить без Родины. Не зря же говорят: есть разные страны на свете, а Родина только одна.
Римский-корсаков мог создавать самую разную «музыкальную ткань» - от мерцающих восточных шелков и парчи до волшебных, переливающихся всеми красками моря одеяний морской царевны. фантастическая симфоническая сюита «шехеразада» прочно вошла в концертный репертуар. н. а. римский-корсаков написал её, наполнив музыку прекрасным оркестровым звучанием. тема востока была одной из излюбленных тем в музыке xix века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. сказочный мир востока раскрывали перед нами и глинка в опере «руслан и людмила», и бородин в опере «князь игорь, немало восточных тем встречается и в симфонической музыке композиторов, и в камерно-вокальном творчестве. одна из наиболее ярких «восточных» партитур н. а. римского-корсакова, «шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, сказочный, почти фантастический музыкальный колорит. в течение лета 1888 года римским-корсаковым была написана «шехеразада» и впервые исполнена под автора в сезоне 1888-1889 в одном из « симфонических концертов», организованном музыкальным издателем и меценатом митрофаном беляевым. с тех пор это произведение приобрело большую популярность у слушателей. арабская рукопись «тысячи и одной ночи» (1300-е гг.) арабская рукопись «тысячи и одной ночи» (1300-е гг.) источником вдохновения для создания сюиты послужило произведение «сказки тысячи и одной ночи». своё сочинение римский-корсаков предваряет небольшим программным вступлением: султан шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. много чудес рассказала ему шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок шехеразады стали основой симфонического сочинения римского-корсакова. несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – шехеразады. ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений. римский-корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «море и корабль синдбада», «фантастический рассказ календера-царевича», «царевич и царевна», «праздник в багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами. во вступлении слышится контраст между грозным султаном шахрияром и пленительной шехеразадой с самого начала. в теме шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных. махмуд фаршчиян. рассвет. восточный танец (1973) махмуд фаршчиян. рассвет. восточный танец (1973) а вот тема шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло. в ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований. шехеразада рассказывает о легендарном моряке синдбаде, который отправляется в плавание. рисуя море так удивительно красочно и точно, римский-корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями. главная партия сонатного аллегро – образ волнующегося моря. она основана на теме шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника синдбада, сохраняя суровый характер. с ней контрастирует светлая побочная – тема синдбадова корабля. музыка ее удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях, корабль синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. но к концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворённого моря. тема шахрияра светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение. вторая часть – «рассказ царевича-календера». здесь появляется новый персонаж - царевич, и шехеразада как бы передаёт ему слово. так возникает рассказ в рассказе, сказка в сказке. композитор создаёт музыкальный портрет календера, а потом изображает его фантастические приключения. третья часть - самая лирическая в сюите.