Этот небольшой рассказ Максим Горький написал в 1893 году. В нём писатель поведал о тяжёлой жизни нищих людей - бродяг. Писатель раскрыл нам драму деда Архипа и его внука Лёньки, обнажил их богатый внутренний мир. Лёнька - сирота, у него нет ни матери, ни отца, только один больной дед. Живут они за счёт подаяний: ходят по богатым станицам Кубани с котомкой за плечами, просят на пропитание. «А милостыню-то собирать не сладко… Каждому поклонись, каждого попроси. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу - сытый и голодный…». Вот они размышления деда Архипа. Он понимает, что он стар и болен, беспокоится за своего единственного внука, как он там будет после него. Поэтому он так и говорит своему Лёньке: «Ты хилый ребёночек, а мир-то зверь. Проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого. Люблю ведь тебя дитятко!» Ради этой любви он идёт на всё: на постоянные унижения, когда ходит по станицам и просит жалобно милостыню, когда ворует, что плохо лежит. Его заветное желание: «Кабы сто рублей скопить!... Умер бы я тогда покойно…» - остаётся неосуществимым.
Лёнька – чистейшая душа, очень хорошо знает своего деда, но не может смириться с его поступками. Он протестует по-своему, по-детски. В станице, где они побираются, Лёнька встречает девочку. У неё горе, она плачет от того, что потеряла подарок отца – красивый голубой платочек. Но каково его удивление, когда он неожиданно узнаёт, что этот платок оказывается у его деда. Да ещё в придачу дед Архип делает его соучастником воровства, когда просит внука скинуть платок незаметно у дороги... Дед вдобавок ещё ухитрился после того, как проверили их котомки с хлебом, украсть серебряный кинжал. Увидев всё наворованное у деда, мальчик вознегодовал: « …Молчи уж ты! Умер бы, умер бы… А не умираешь вот …Воруешь!...- взвизгнул Лёнька и вдруг, весь дрожа, вскочил на ноги. Вор ты старый! – И, сжав маленький сухой кулачок, он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда… Не будет тебе на том свете прощенья за это!...».
Большая трагедия в совсем маленькой и нищей семье. Дед Архип в ответ только и сказал: «Умираю ведь я… Умираю …а ты говоришь – вор… Для чего вор? Для тебя... для тебя это всё... На жизнь твою... на всю... копил... ну и воровал… Бог видит всё… Он знает, что воровал… знает… он меня накажет. Он не помилует меня, старого пса... за воровство. И наказал уж... Господи! наказал ты меня!...Рукой ребёнка убил ты меня!»... Его не покидала мысль, что дни его сочтены и смерть он воспринимал, как неотвратимое наказание за свои содеяные грехи. "Сегодня ему было плохо, чем всегда за последнее время. Он чувствовал, что силы его покидают... но ему бы хотелось умереть далеко, не здесь, а на родине, и ещё сильнее смущала мысль о внуке... Куда денется Лёнька?" Любил его дед Архип всей душой, беспокоился за него...
Описание грозы в этот момент полностью соответствует душевным переживанием наших героев:"Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вся вспыхивая синим огнём, то погружаясь в холодный, тяжёлый и тесный мрак..." Или такое описание грозы: "Разорвав небо, молния осветила их обоих, рядом друг с другом, скорченных, маленьких, обливаемых потоками воды..."
Читая далее этот рассказ, я просто оторопел от его такой неожиданной концовки: дед Архип и Лёнька погибают. Горький, специально, наверное, сделал такое трагическое завершение своего повествования. Сгустил события, дабы показать, что воровство всё равно будет когда-нибудь наказано. Да ещё как наказано! Я внутренне воспротивился смерти деда и мальчика. Мне показалось, что Лёньку надо было обязательно оставить жить на страницах этого грустного рассказа. Может у него была бы нелёгкая жизнь, но он бы всё таки для нас читателей жил. Ведь, по большому счёту, то социальное зло, что сделало их нищими, осталось в этой истории ненаказуемым.
Тихая трагедия маленьких незаметных людей закончилась их смертью. Этакая судьбоносная негативная предопределённость жизни. Горький об этом уже ничего не говорит в своём повествовании. Вывод делает сам читатель. И ещё несколько слов от автора рецензии по прочтении этого рассказа. Хотелось бы отметить одно существенное обстоятельство, касающееся истории человечества: на всех этапах своего развития всегда были, есть и будут нищие и богатые. Такого не бывает, что все здравствуют, все сыты и счастливы. Равенство и братство - это всего лишь утопия. Современное общество всё же должно стремиться к сокращению разницы между самыми богатыми и самыми бедными.
Этот небольшой рассказ Максим Горький написал в 1893 году. В нём писатель поведал о тяжёлой жизни нищих людей - бродяг. Писатель раскрыл нам драму деда Архипа и его внука Лёньки, обнажил их богатый внутренний мир. Лёнька - сирота, у него нет ни матери, ни отца, только один больной дед. Живут они за счёт подаяний: ходят по богатым станицам Кубани с котомкой за плечами, просят на пропитание. «А милостыню-то собирать не сладко… Каждому поклонись, каждого попроси. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу - сытый и голодный…». Вот они размышления деда Архипа. Он понимает, что он стар и болен, беспокоится за своего единственного внука, как он там будет после него. Поэтому он так и говорит своему Лёньке: «Ты хилый ребёночек, а мир-то зверь. Проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого. Люблю ведь тебя дитятко!» Ради этой любви он идёт на всё: на постоянные унижения, когда ходит по станицам и просит жалобно милостыню, когда ворует, что плохо лежит. Его заветное желание: «Кабы сто рублей скопить!... Умер бы я тогда покойно…» - остаётся неосуществимым.
Лёнька – чистейшая душа, очень хорошо знает своего деда, но не может смириться с его поступками. Он протестует по-своему, по-детски. В станице, где они побираются, Лёнька встречает девочку. У неё горе, она плачет от того, что потеряла подарок отца – красивый голубой платочек. Но каково его удивление, когда он неожиданно узнаёт, что этот платок оказывается у его деда. Да ещё в придачу дед Архип делает его соучастником воровства, когда просит внука скинуть платок незаметно у дороги... Дед вдобавок ещё ухитрился после того, как проверили их котомки с хлебом, украсть серебряный кинжал. Увидев всё наворованное у деда, мальчик вознегодовал: « …Молчи уж ты! Умер бы, умер бы… А не умираешь вот …Воруешь!...- взвизгнул Лёнька и вдруг, весь дрожа, вскочил на ноги. Вор ты старый! – И, сжав маленький сухой кулачок, он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда… Не будет тебе на том свете прощенья за это!...».
Большая трагедия в совсем маленькой и нищей семье. Дед Архип в ответ только и сказал: «Умираю ведь я… Умираю …а ты говоришь – вор… Для чего вор? Для тебя... для тебя это всё... На жизнь твою... на всю... копил... ну и воровал… Бог видит всё… Он знает, что воровал… знает… он меня накажет. Он не помилует меня, старого пса... за воровство. И наказал уж... Господи! наказал ты меня!...Рукой ребёнка убил ты меня!»... Его не покидала мысль, что дни его сочтены и смерть он воспринимал, как неотвратимое наказание за свои содеяные грехи. "Сегодня ему было плохо, чем всегда за последнее время. Он чувствовал, что силы его покидают... но ему бы хотелось умереть далеко, не здесь, а на родине, и ещё сильнее смущала мысль о внуке... Куда денется Лёнька?" Любил его дед Архип всей душой, беспокоился за него...
Описание грозы в этот момент полностью соответствует душевным переживанием наших героев:"Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вся вспыхивая синим огнём, то погружаясь в холодный, тяжёлый и тесный мрак..." Или такое описание грозы: "Разорвав небо, молния осветила их обоих, рядом друг с другом, скорченных, маленьких, обливаемых потоками воды..."
Читая далее этот рассказ, я просто оторопел от его такой неожиданной концовки: дед Архип и Лёнька погибают. Горький, специально, наверное, сделал такое трагическое завершение своего повествования. Сгустил события, дабы показать, что воровство всё равно будет когда-нибудь наказано. Да ещё как наказано! Я внутренне воспротивился смерти деда и мальчика. Мне показалось, что Лёньку надо было обязательно оставить жить на страницах этого грустного рассказа. Может у него была бы нелёгкая жизнь, но он бы всё таки для нас читателей жил. Ведь, по большому счёту, то социальное зло, что сделало их нищими, осталось в этой истории ненаказуемым.
Тихая трагедия маленьких незаметных людей закончилась их смертью. Этакая судьбоносная негативная предопределённость жизни. Горький об этом уже ничего не говорит в своём повествовании. Вывод делает сам читатель. И ещё несколько слов от автора рецензии по прочтении этого рассказа. Хотелось бы отметить одно существенное обстоятельство, касающееся истории человечества: на всех этапах своего развития всегда были, есть и будут нищие и богатые. Такого не бывает, что все здравствуют, все сыты и счастливы. Равенство и братство - это всего лишь утопия. Современное общество всё же должно стремиться к сокращению разницы между самыми богатыми и самыми бедными.