Судьба гусляра, "выродка тьмы сермяжной", бесконечно трагична - князь не только лишает его жизни, но и посмертной памяти, повелев "старца и гусли" закопать "живцом в землю". Большой поэт всегда пророк в своем отечестве, и двадцать лет спустя подобная участь едва не постигла самого автора. В конце 1930 года и власти БССР, и ОГПУ пришли к убеждению в "контрреволюционной" деятельности Купалы, поэту в духе нравов своего времени пришлось каяться, он совершил даже неудачную, к счастью, попытку самоубийства. Расправа могла быть короче и круче, если бы не тот самый текст Луначарского в центральной газете несколькими месяцами раньше. Там предельно ясно и в привычном для того времени марксистском духе было написано вот что: "Историческое белорусского народа не блещет красками и славой. Но оно дорого Купале и за проблески счастья и самостоятельности, и за свою многострадальность. В будущем, предвидя расцвет своего народа, он претендует только на равноправие его с другими. Ни малейшей тени империализма, ни малейшего отзвука господского национализма, жадного национализма мещанства вы в любви Купалы к своей родине не отыщете".
А. И. Герцен так написал о времени, наступившем
после разгрома восстания декабристов: «Душой всех
мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна
лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в
долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала
эпоху наполняла мужественными звука-
ми настоящее и посылала свой голос отдалённому
будущему» .
Центральное событие стихотворения А. С. Пуш-
кина «Арион: — «вихорь шумный», который раз-
бил корабль и унёс жизни кормщика и пловцов.
Так метафорически изобразил поэт восстание своих
друзей-декабристов и его разгром.
В основу стихотворения положен известный древ-
негреческий миф о певце Арионе, который, путеше-
ствуя по свету, исполнял перед знатной публикой
лирические баллады. Для того чтобы приблизить миф к современным
событиям, Пушкин изменил его. В мифе корабель-
щики — враги Ариона, а у Пушкина Арион — член
команды. В мифе Арион был дельфином, а
у Пушкина после гибели корабля он «на берег вы-
брошен грозою » .
Судьба гусляра, "выродка тьмы сермяжной", бесконечно трагична - князь не только лишает его жизни, но и посмертной памяти, повелев "старца и гусли" закопать "живцом в землю". Большой поэт всегда пророк в своем отечестве, и двадцать лет спустя подобная участь едва не постигла самого автора. В конце 1930 года и власти БССР, и ОГПУ пришли к убеждению в "контрреволюционной" деятельности Купалы, поэту в духе нравов своего времени пришлось каяться, он совершил даже неудачную, к счастью, попытку самоубийства. Расправа могла быть короче и круче, если бы не тот самый текст Луначарского в центральной газете несколькими месяцами раньше. Там предельно ясно и в привычном для того времени марксистском духе было написано вот что: "Историческое белорусского народа не блещет красками и славой. Но оно дорого Купале и за проблески счастья и самостоятельности, и за свою многострадальность. В будущем, предвидя расцвет своего народа, он претендует только на равноправие его с другими. Ни малейшей тени империализма, ни малейшего отзвука господского национализма, жадного национализма мещанства вы в любви Купалы к своей родине не отыщете".