Жанровые и композиционные особенности романа И. Тургенева «Отцы и дети» . “Отцы и дети” — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова — и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. В его балахоне с кистями чувствуется пренебрежение общественными нормами, возможно, вызов. В описании лица автор подчеркивает “самоуверенность и ум”. Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: облик “изящный и породистый”, стремление даже в деревне одеваться как подобает в высшем обществе. Характеризуя манеры Кирсанова, автор попутно раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием Павел Петрович “совершив предварительное европейское "shake hands"... три раза, по-русски, поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает причудливое соединение англоманства и патриархальности. Одна из самых важных коллизий романа развивается в 10-й главе. Автор назвал диалог, содержащийся в ней, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, оппонент же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в 24-й главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам Тургенев писал о роли этой сцены в романе, что она наглядно доказывает пустоту элегантно-дворянского рыцарства, поскольку выставляет его в комическом виде.
Дубровский долгое время провалялся в беспамятстве. Его подобрала бедная девушка, живущая в лесу и зарабатывающая на пропитание милостыни и находя продукты на деревенских Она заботливо ухаживала за раненым Дубровским, так как планировала в дальнейшем использовать его как любовника, потому что хотела простого женского счастья, а поскольку её образ жизни отталкивал от неё добропорядочных крестьян, она очень сильно страдала от одиночества. Когда Владимир Дубровский вышел из комы, он увидел среди тумана в глазах доброе лицо девушки и тут же воспылал к ней любовью с первого взгляда. Несмотря на слабость, он притянул к себе податливое тело девушки и овладел ею, чем оставил неизгладимое благоприятное впечатление о себе в чутком и ранимом сердечке бедной девушки. Когда он поправился, он признался ей, что в его жилах до сих пор течёт дворянская кровь и что он хочет и её сделать дворянкой. Они втихаря обвенчались в маленькой деревенской церквушке под вымышленными именами, получили от батюшки справку, на основании которой выправили себе документы, по которым смогли уехать во Францию. В центральном французском банке у Владимира Дубровского была на счёте очень крупная сумма денег, так как часть награбленных денег он предусмотрительно ежемесячно отправлял на свой счёт по вымышленному заранее имени, поскольку всегда отличался предусмотрительностью, плюс ко всему на эти деньги набежали немалые проценты. Молодожёны построили себе замок на окраине Парижа и жили долго и счастливо, и умерли вместе, в один и тот же день в глубокой старости, когда в один прекрасный солнечный день их карету по ошибке обстреляли гангстеры.
“Отцы и дети” — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова — и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.
Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. В его балахоне с кистями чувствуется пренебрежение общественными нормами, возможно, вызов. В описании лица автор подчеркивает “самоуверенность и ум”. Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: облик “изящный и породистый”, стремление даже в деревне одеваться как подобает в высшем обществе. Характеризуя манеры Кирсанова, автор попутно раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием Павел Петрович “совершив предварительное европейское "shake hands"... три раза, по-русски, поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает причудливое соединение англоманства и патриархальности.
Одна из самых важных коллизий романа развивается в 10-й главе. Автор назвал диалог, содержащийся в ней, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, оппонент же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в 24-й главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам Тургенев писал о роли этой сцены в романе, что она наглядно доказывает пустоту элегантно-дворянского рыцарства, поскольку выставляет его в комическом виде.