левша — герой рассказа н. с. лескова «левша» (1881, первая публикация под названием «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту народа, олицетворенного в образе тульского мастера л. , который даже блоху сумел подковать. но сам автор возражал против такой трактовки. в рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных и даровитых , но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в россии. лесков говорит об отношении самодержцев александра и николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана платова. л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. не тщеславие двигало л. к цели, а патриотизм. не хотел он посрамить, а россию возвысить. потому, приступая к делу, молился л. николе мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. однако истинный народный талант в россии живет в нищете, им помыкают; платов швыряет л. «к себе в коляску в ноги» . для сравнения лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте . глазами прибывшего в л. мы видим условия, о каких и мечтать не может мастеровой. ценят сноровку, опыт, талант л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. но, узнав секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в россию. единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. однако если в «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в россии — все то же беззаконие и безразличие. стоило л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только богатые подарки, но и остатки здоровья. никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. больше всего страдает л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у секрет. «у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем «камраде» л. «аглицкий полшкипер» . несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника
Кмоменту нашествия монголов на русь евпатию коловрату было порядка 35 лет. по всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой силой. еще до падения рязани князь юрий игоревич отправил своих людей с просьбой о к князьям владимирским и черниговским. именно в чернигове находился в это время евпатий коловрат, здесь его и застала весть о гибели рязани и смерти князя.
ответ:
левша — герой рассказа н. с. лескова «левша» (1881, первая публикация под названием «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту народа, олицетворенного в образе тульского мастера л. , который даже блоху сумел подковать. но сам автор возражал против такой трактовки. в рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных и даровитых , но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в россии. лесков говорит об отношении самодержцев александра и николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана платова. л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. не тщеславие двигало л. к цели, а патриотизм. не хотел он посрамить, а россию возвысить. потому, приступая к делу, молился л. николе мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. однако истинный народный талант в россии живет в нищете, им помыкают; платов швыряет л. «к себе в коляску в ноги» . для сравнения лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте . глазами прибывшего в л. мы видим условия, о каких и мечтать не может мастеровой. ценят сноровку, опыт, талант л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. но, узнав секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в россию. единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. однако если в «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в россии — все то же беззаконие и безразличие. стоило л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только богатые подарки, но и остатки здоровья. никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. больше всего страдает л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у секрет. «у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем «камраде» л. «аглицкий полшкипер» . несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника
защитник чести евпатий коловрат