Эпопея «Тарас Бульба»ознаменовала собой новый, высший этап художественного историзма Гоголя. Учитель расскажет об упорной творческой работе писателя, о двух редакциях повести, раскроет историческую основу, подлинный эпический размах героического повествования. Белинский писал о повести: «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!.. И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! ка.кие краски, яркие и ослепительные! Й какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская Сечь, то «гнездо, откуда вылетают все те гордые и крегшие, как львы, откуда разливается воля и казачество на вею Украину!..»
Говоря об истоках художествекного историзма Гоголя, можно выделит роль истерических песен и дум украинского народа. «Историк,- писал Гоголь в статье « О малороссийских песнях»,- не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места: в этом отношении немногие песни ему. Но когда он захочет узнать верный быт, СТИХИИ характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характервсего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне: истерия «арода разоблачится перед ним в ясном величии».
Сам писатель с необыкновенной художественной силой и полнотой запечатлел в повести «дух минувшего века», «историю народа... в ясном величии». Реальные события и художественный домысел переплелись в единое, законченное целое: перед читателями предстало начало народно-освободительного движения на Украине в конце 30 - начале 40-х годов XVII в.*Правда, сам характер Тараса Бульбы как выразителя народных чаяний и стремлений складывался в более раннюю эпоху «бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию», т. е. в конце XV- на протяжении XVI вв.
Особенности эпического повествования в «Тарасе Бульбе» в том и заключаются, что основное действие (походы запорожцев) нельзя отнести точно к конкретной хронологической дате или месту: художник правдиво воссоздает лишь «дух минувшей эпохи», оставившей глубокие следы в памяти народной, исторических песнях, думах и сказаниях. «Творчески властно подчиняет Гоголь содержание исторических документов законам искусства, своему художественному замыслу воплощения духа и колорита эпохи.
Соблюдая истину писатель подходит к изображению истории в свете основной задачи художественной литературы - познание человека в реальных особенностях его бытия и облика, образа мышления, чувствований, стремлений»
Мария Шкурина. Ангел, который любил печенье с корицейНакануне Рождества (имя ребёнка) и его(её) мама решили испечь печенье с корицей. Мама замесила тесто, мальчик(девочка) ей а), насыпал(а) муку, сахар, добавлял(а) яйца. Как нравилось (имя ребёнка) печь печенье! Он(а) очень любил(а) приятный аромат разносившийся из кухни по всему дома. А тем более в преддверие такого прекрасного светлого праздника, как Рождество. (Имя ребёнка) никак не мог(ла) дождаться, когда же тесто будет готово, чтобы можно было с формочек вырезать из него забавные фигурки: оленя, звёздочки, ёлки, ангела. - Мама, а кто такой ангел? – вдруг спросил(а) мальчик(девочка). - Ангелы, живут высоко на небе и доброму и справедливому Богу. Ангелов много и у каждого из них своё предназначение. Есть, например, Рождественский Ангел. - Рождественский Ангел?! – удивился(лась) (имя ребёнка). - Да, Рождественский. Этот Ангел прилетает на землю каждый год на Рождество, чтобы ровно в полночь донести людям благую весть о том, что родился младенец Христос. Ты же помнишь историю про младенца Христа? - Да, мамочка, помню, — ответил(а) мальчик(девочка), — Младенец Христос – сын Бога. Много-много лет назад он родился на земле, чтобы сделать мир добрей. Так? - Именно так, — улыбнулась мама, — Так вот, Рождественский Ангел как раз и спускается на землю для того, чтобы рассказать нам о том, что много-много лет назад именно в этот час и родился младенец Христос. Ну, всё, тесто готово, давай делать печенье. Хочешь, возьми вот эту формочку ангела и начни вырезать печенья. Мама раскатала тесто, а (имя ребёнка) наделал(а) из него печений самой разнообразной формы. Скоро печенья были на противне, а потом отправились прямиком в духовку. И вот по кухне разнёсся незабываемый аромат корицы. Он щекотал ноздри и веселил животик, ждущий своей доли печенья. Когда первая партия выпечки была готова, мама налила (имя ребёнка) стакан молока, положила несколько печений на тарелку, а сама пошла делать какие-то важные мамские дела. Мальчик(девочка) с большим удовольствием ел(а) своё любимое печенье и запивал(а) его молоком. Тут вдруг он(а) услышала приятный тихий голос, который произнёс: - А меня печеньем не угостишь? (Имя ребёнка) огляделся(лась) вокруг и чуть не упал(а) со стула от удивления, ведь на дверце шкафа сидел самый настоящий ангел. Рождественский Ангел, с белыми крылышками и золотистыми локонами. Ангел был одет в прекрасное белое платьице. Он сидел на дверце шкафа, болтал ножками и улыбался. - Так угостишь? – переспросил он. - Ты Ангел?! – удивлённо спросил(а) мальчик(девочка), — А разве ангелы едят печенье? - Да, я Рождественский Ангел. И вообще-то я не знаю про других ангелов, но я просто ужасно, больше всего на свете люблю печенье с корицей. Я пролетал мимо вашего окна, почувствовал запах и просто не смог устоять, чтобы не залететь ненадолго. Съем одно печенье, если позволишь, и полечу дальше. Сегодня ведь важная ночь. Мне надо будет рассказать людям о рождение младенца Христа. - Угощайся, конечно, бери сколько хочешь, — радостно ответил(а) (имя ребёнка). произнёс Ангел и взял с тарелки печенье в форме ангела, — Ничего себе, печенье-ангел! Никогда такого не видел! – рассмеялся он. Смех у него был звонкий и приятный, как будто звенел небольшой колокольчик. Мальчик (девочка) заворожено смотрел(а) на Ангела, пока он ел своё печенье. - Ну всё, теперь мне надо торопиться, — сказал он, дожевав последний кусочек, — А можно я буду прилетать к тебе каждый год в канун Рождества, чтобы ты угощал(а) меня печеньем? - Прилетай, конечно! Я буду ждать тебя, и буду всегда печь печенье в этот день, — пообещал(а) (имя ребёнка). улыбнулся Рождественский Ангел и исчез. В воздухе парили остатки чуда, перемешанные с запахом корицы. (Имя ребёнка) сидел(а) и улыбался(лась). С тех пор, каждый год накануне Рождества (имя ребёнка) с мамой пекут печенье с корицей. Иногда Ангел прилетает к ним, а если нет, то мальчик(девочка) оставляет несколько печений на тарелочки перед тем, как пойти И каждый раз печенья исчезают с тарелочки самым необыкновенным образом.
Говоря об истоках художествекного историзма Гоголя, можно выделит роль истерических песен и дум украинского народа. «Историк,- писал Гоголь в статье « О малороссийских песнях»,- не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места: в этом отношении немногие песни ему. Но когда он захочет узнать верный быт, СТИХИИ характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века, общий характервсего целого и порознь каждого частного, тогда он будет удовлетворен вполне: истерия «арода разоблачится перед ним в ясном величии».
Сам писатель с необыкновенной художественной силой и полнотой запечатлел в повести «дух минувшего века», «историю народа... в ясном величии». Реальные события и художественный домысел переплелись в единое, законченное целое: перед читателями предстало начало народно-освободительного движения на Украине в конце 30 - начале 40-х годов XVII в.*Правда, сам характер Тараса Бульбы как выразителя народных чаяний и стремлений складывался в более раннюю эпоху «бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию», т. е. в конце XV- на протяжении XVI вв.
Особенности эпического повествования в «Тарасе Бульбе» в том и заключаются, что основное действие (походы запорожцев) нельзя отнести точно к конкретной хронологической дате или месту: художник правдиво воссоздает лишь «дух минувшей эпохи», оставившей глубокие следы в памяти народной, исторических песнях, думах и сказаниях. «Творчески властно подчиняет Гоголь содержание исторических документов законам искусства, своему художественному замыслу воплощения духа и колорита эпохи.
Соблюдая истину писатель подходит к изображению истории в свете основной задачи художественной литературы - познание человека в реальных особенностях его бытия и облика, образа мышления, чувствований, стремлений»
- Мама, а кто такой ангел? – вдруг спросил(а) мальчик(девочка).
- Ангелы, живут высоко на небе и доброму и справедливому Богу. Ангелов много и у каждого из них своё предназначение. Есть, например, Рождественский Ангел.
- Рождественский Ангел?! – удивился(лась) (имя ребёнка).
- Да, Рождественский. Этот Ангел прилетает на землю каждый год на Рождество, чтобы ровно в полночь донести людям благую весть о том, что родился младенец Христос. Ты же помнишь историю про младенца Христа?
- Да, мамочка, помню, — ответил(а) мальчик(девочка), — Младенец Христос – сын Бога. Много-много лет назад он родился на земле, чтобы сделать мир добрей. Так?
- Именно так, — улыбнулась мама, — Так вот, Рождественский Ангел как раз и спускается на землю для того, чтобы рассказать нам о том, что много-много лет назад именно в этот час и родился младенец Христос. Ну, всё, тесто готово, давай делать печенье. Хочешь, возьми вот эту формочку ангела и начни вырезать печенья.
Мама раскатала тесто, а (имя ребёнка) наделал(а) из него печений самой разнообразной формы. Скоро печенья были на противне, а потом отправились прямиком в духовку. И вот по кухне разнёсся незабываемый аромат корицы. Он щекотал ноздри и веселил животик, ждущий своей доли печенья. Когда первая партия выпечки была готова, мама налила (имя ребёнка) стакан молока, положила несколько печений на тарелку, а сама пошла делать какие-то важные мамские дела. Мальчик(девочка) с большим удовольствием ел(а) своё любимое печенье и запивал(а) его молоком. Тут вдруг он(а) услышала приятный тихий голос, который произнёс:
- А меня печеньем не угостишь?
(Имя ребёнка) огляделся(лась) вокруг и чуть не упал(а) со стула от удивления, ведь на дверце шкафа сидел самый настоящий ангел. Рождественский Ангел, с белыми крылышками и золотистыми локонами. Ангел был одет в прекрасное белое платьице. Он сидел на дверце шкафа, болтал ножками и улыбался.
- Так угостишь? – переспросил он.
- Ты Ангел?! – удивлённо спросил(а) мальчик(девочка), — А разве ангелы едят печенье?
- Да, я Рождественский Ангел. И вообще-то я не знаю про других ангелов, но я просто ужасно, больше всего на свете люблю печенье с корицей. Я пролетал мимо вашего окна, почувствовал запах и просто не смог устоять, чтобы не залететь ненадолго. Съем одно печенье, если позволишь, и полечу дальше. Сегодня ведь важная ночь. Мне надо будет рассказать людям о рождение младенца Христа.
- Угощайся, конечно, бери сколько хочешь, — радостно ответил(а) (имя ребёнка).
произнёс Ангел и взял с тарелки печенье в форме ангела, — Ничего себе, печенье-ангел! Никогда такого не видел! – рассмеялся он.
Смех у него был звонкий и приятный, как будто звенел небольшой колокольчик. Мальчик (девочка) заворожено смотрел(а) на Ангела, пока он ел своё печенье.
- Ну всё, теперь мне надо торопиться, — сказал он, дожевав последний кусочек, — А можно я буду прилетать к тебе каждый год в канун Рождества, чтобы ты угощал(а) меня печеньем?
- Прилетай, конечно! Я буду ждать тебя, и буду всегда печь печенье в этот день, — пообещал(а) (имя ребёнка).
улыбнулся Рождественский Ангел и исчез.
В воздухе парили остатки чуда, перемешанные с запахом корицы. (Имя ребёнка) сидел(а) и улыбался(лась).
С тех пор, каждый год накануне Рождества (имя ребёнка) с мамой пекут печенье с корицей. Иногда Ангел прилетает к ним, а если нет, то мальчик(девочка) оставляет несколько печений на тарелочки перед тем, как пойти И каждый раз печенья исчезают с тарелочки самым необыкновенным образом.