«Господа Головлевы» является остросоциальным романом описывающим быт дворянства. Во времена крепостнического права наблюдалось не только разложение буржуазии, но и разложение семьи в целом. Происходит гниение нравственности, из-за чего в народе полным ходом шел упадок семейных ценностей и норм морали. М.Е. Салтыков-Щедрин обращает внимание читателя на исследование и анализ происходящих событий и последующих за ними последствий.
Обратим пристальное внимание на главу семейства Арину Петровну Головлеву. Это властная помещица, энергичная, целеустремленная, у нее в руках находится власть над окружающими ее людьми. Но именно эта власть делает ее испорченной и властолюбивой. Она одна управляет имением, разоряет крестьян, превращает мужа в приживальщика и калечит жизнь простым людям. Благодаря своим качествам она сумела во много раз умножить состояние своего супруга. Но открытым остается вопрос: для чего ей все эти богатства, ради которых, по ее же словам, женщине приходится трудиться не покладая рук и испытывать жуткий недосып. Вопрос это риторический, мы понимаем, что делает это Арина Петровна ради своих детей. Однако так ли это на самом деле? Может быть, слова о семье и материнском долге лишь маскируют истинную причину ее тяжелого труда? Может это все происходит лишь для того, чтобы никто и словом не мог упрекнуть женщину? Даже о своей мертвой дочери она говорит, что Бог отнял у нее одну, а дал целых двух. Речь идет о сиротах-близнецах. Но относится она к ним далеко не по-матерински, называя их «щенками, подкинутыми ей на шею».
Вот мы видим старшего сына Арины Петровны – Степана. Он остроумный, умный парень, но вместе с тем абсолютно безалаберный, отчего молодой человек спивается и умирает в нищете. Дочь дворянки, из которой так и не получилось бесплатного бухгалтера, убегает из родного дома. Но, к несчастью, вскоре ее бросает супруг, и женщина также умирает без средств к существованию. Бабушка берет ее двух близняшек себе на попечение. Изначально она видит в них лишь обузу, но вскоре привязывается к девочкам. Они вырастают и выбирают профессию актрис. Но вскоре, они, лишившись поддержки и не зная как себя защитить, попадают в тяжелую жизненную ситуацию, опускаются все ниже и втягивают себя в скандальный судебный процесс. В конце концов одна из девушек совершает суицид, а вторая, не найдя в себе силы для принятия яда, отправляется обратно в имение Головлевых.
ответ:Действие романа охватывает значительный отрезок времени: от детства главного героя Порфирия Головлева до его гибели, и за этот период показана история трех поколений Головлевых. Композиция романа позволяет увидеть последовательный процесс постепенного вырождения целого рода, вырождения нравственного и физического.
В центре романа Арина Петровна – глава семьи. Она руководит хозяйством и воспитанием детей. Она же путем жесточайшей эксплуатации крестьян округлила именья до значительных размеров. Весь смысл жизни ее заключался в стяжании, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. В семье Головлевых царит взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие. Приобретательская деятельность Арины Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, для утверждения личной власти, под предлогом увеличения богатства для семьи. Ведь даже собственные дети для нее «лишние рты» . Спокойно и безжалостно она наблюдает как разоряются и умирают ее дети в нищете. Стараясь вроде бы для детей она видит в них врагов, которым когда-то вынуждена будет отдать все, что накоплено с таким трудом. А когда дети вырастают, она «выбрасывает» им «куски» : Степану – доходный дом в столице, Павлу – деревеньку, с которой едва можно прокормиться. Иудушка лестью и обманом не только забирает все, что было накоплено и созданно матерью, но сам же ее выставляет за дверь и становится полновластным хозяином всего. Богатеть Арине Петровне удавалось только до тех пор, пока было, кого обирать. Не стало крепостных, и она растерялась и вынуждена была передать управление имением Порфирию. Вот при нем и началось разорение – не стало рабов. Порфирий наиболее яркий представитель второго поколения. Старший сын Степан, умный по-своему, видимо, талантливый, но безвольный, не ни к какой деятельности, быстро промотал маменькин «кусок» , скоро спивается и умирает. Средний сын Павел недолго пробыл на военной службе, карьеры не сделал и запил горькую в своей деревеньке. Порфирий, еще с детства научившийся вовремя схитрить, польстить сделал карьеру на гражданской службе, но никакие навыки, полученные на службе, ему не смогли в управлении имением. Страсть к обогащению, унаследованная от предков, заставляет его ограбить брата и собственную мать. Автор большое внимание уделяет нравственной стороне поступков героев. Стремление к обогащению – смысл жизни и Арины Петровны и Иудушки. И у матери и у сына перед этой страстью отступают даже родительские и сыновьи чувства. Но если у Арины Петровны существуют хоть какие-то нравственные ограничения, то у Иудушки их нет вообще. Его средства выживания – хитрость, умение опереться на закон, обряды. Не зря зовут его «кровопивушкой» , «язвой смердящей» .
Иудушка Головлев действует только «по закону» , «по закону» он доводит до самоубийства своих детей, разоряет родственников. Как мать, так и сын беспощадны к своим детям. Настойчиво и методически, проводя ограбление родных, Иудушка доводит до гибели всю семью, и заканчивает жизнь в жутком одиночестве. Умирая на могиле матери, он восклицает то же, что и Арина Петровна: «И для кого я припасала! Ночей не досыпала, куска не доедала… для кого?» . Но Салтыков-Щедрин убежден, что совесть присуща всем – и поэтому она должна была пробудится и в Иудушке. И она в нем пробудилась, но слишком поздно! Больно смотреть на него, умирающего на могиле матери, бес несчастного.
«Господа Головлевы» является остросоциальным романом описывающим быт дворянства. Во времена крепостнического права наблюдалось не только разложение буржуазии, но и разложение семьи в целом. Происходит гниение нравственности, из-за чего в народе полным ходом шел упадок семейных ценностей и норм морали. М.Е. Салтыков-Щедрин обращает внимание читателя на исследование и анализ происходящих событий и последующих за ними последствий.
Обратим пристальное внимание на главу семейства Арину Петровну Головлеву. Это властная помещица, энергичная, целеустремленная, у нее в руках находится власть над окружающими ее людьми. Но именно эта власть делает ее испорченной и властолюбивой. Она одна управляет имением, разоряет крестьян, превращает мужа в приживальщика и калечит жизнь простым людям. Благодаря своим качествам она сумела во много раз умножить состояние своего супруга. Но открытым остается вопрос: для чего ей все эти богатства, ради которых, по ее же словам, женщине приходится трудиться не покладая рук и испытывать жуткий недосып. Вопрос это риторический, мы понимаем, что делает это Арина Петровна ради своих детей. Однако так ли это на самом деле? Может быть, слова о семье и материнском долге лишь маскируют истинную причину ее тяжелого труда? Может это все происходит лишь для того, чтобы никто и словом не мог упрекнуть женщину? Даже о своей мертвой дочери она говорит, что Бог отнял у нее одну, а дал целых двух. Речь идет о сиротах-близнецах. Но относится она к ним далеко не по-матерински, называя их «щенками, подкинутыми ей на шею».
Вот мы видим старшего сына Арины Петровны – Степана. Он остроумный, умный парень, но вместе с тем абсолютно безалаберный, отчего молодой человек спивается и умирает в нищете. Дочь дворянки, из которой так и не получилось бесплатного бухгалтера, убегает из родного дома. Но, к несчастью, вскоре ее бросает супруг, и женщина также умирает без средств к существованию. Бабушка берет ее двух близняшек себе на попечение. Изначально она видит в них лишь обузу, но вскоре привязывается к девочкам. Они вырастают и выбирают профессию актрис. Но вскоре, они, лишившись поддержки и не зная как себя защитить, попадают в тяжелую жизненную ситуацию, опускаются все ниже и втягивают себя в скандальный судебный процесс. В конце концов одна из девушек совершает суицид, а вторая, не найдя в себе силы для принятия яда, отправляется обратно в имение Головлевых.
Объяснение:
вот
ответ:Действие романа охватывает значительный отрезок времени: от детства главного героя Порфирия Головлева до его гибели, и за этот период показана история трех поколений Головлевых. Композиция романа позволяет увидеть последовательный процесс постепенного вырождения целого рода, вырождения нравственного и физического.
В центре романа Арина Петровна – глава семьи. Она руководит хозяйством и воспитанием детей. Она же путем жесточайшей эксплуатации крестьян округлила именья до значительных размеров. Весь смысл жизни ее заключался в стяжании, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. В семье Головлевых царит взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие. Приобретательская деятельность Арины Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, для утверждения личной власти, под предлогом увеличения богатства для семьи. Ведь даже собственные дети для нее «лишние рты» . Спокойно и безжалостно она наблюдает как разоряются и умирают ее дети в нищете. Стараясь вроде бы для детей она видит в них врагов, которым когда-то вынуждена будет отдать все, что накоплено с таким трудом. А когда дети вырастают, она «выбрасывает» им «куски» : Степану – доходный дом в столице, Павлу – деревеньку, с которой едва можно прокормиться. Иудушка лестью и обманом не только забирает все, что было накоплено и созданно матерью, но сам же ее выставляет за дверь и становится полновластным хозяином всего. Богатеть Арине Петровне удавалось только до тех пор, пока было, кого обирать. Не стало крепостных, и она растерялась и вынуждена была передать управление имением Порфирию. Вот при нем и началось разорение – не стало рабов. Порфирий наиболее яркий представитель второго поколения. Старший сын Степан, умный по-своему, видимо, талантливый, но безвольный, не ни к какой деятельности, быстро промотал маменькин «кусок» , скоро спивается и умирает. Средний сын Павел недолго пробыл на военной службе, карьеры не сделал и запил горькую в своей деревеньке. Порфирий, еще с детства научившийся вовремя схитрить, польстить сделал карьеру на гражданской службе, но никакие навыки, полученные на службе, ему не смогли в управлении имением. Страсть к обогащению, унаследованная от предков, заставляет его ограбить брата и собственную мать. Автор большое внимание уделяет нравственной стороне поступков героев. Стремление к обогащению – смысл жизни и Арины Петровны и Иудушки. И у матери и у сына перед этой страстью отступают даже родительские и сыновьи чувства. Но если у Арины Петровны существуют хоть какие-то нравственные ограничения, то у Иудушки их нет вообще. Его средства выживания – хитрость, умение опереться на закон, обряды. Не зря зовут его «кровопивушкой» , «язвой смердящей» .
Иудушка Головлев действует только «по закону» , «по закону» он доводит до самоубийства своих детей, разоряет родственников. Как мать, так и сын беспощадны к своим детям. Настойчиво и методически, проводя ограбление родных, Иудушка доводит до гибели всю семью, и заканчивает жизнь в жутком одиночестве. Умирая на могиле матери, он восклицает то же, что и Арина Петровна: «И для кого я припасала! Ночей не досыпала, куска не доедала… для кого?» . Но Салтыков-Щедрин убежден, что совесть присуща всем – и поэтому она должна была пробудится и в Иудушке. И она в нем пробудилась, но слишком поздно! Больно смотреть на него, умирающего на могиле матери, бес несчастного.
Объяснение: