В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее — смех?»
И.С. Тургенев создал много замечательных произведений. Особенно мне понравилась его повесть о любви "Ася". Это художественное произведение заставляет задуматься над некоторыми важными вопросами , найти ответ на них. Обратимся к повести.
Главная героиня - Ася - девушка искренняя, с чистой душой. Её непосредственность, переменчивость характера пленили главного героя. А ведь он был влюблён в дам, которые знали толк в любви. Почему его сердце пленила эта странная девочка? Это первый вопрос, который, наверное, возникает у читателя. Я думаю, что герой был очарован тем, что Ася - настоящая, живая. Даже её неумелое кокетство вызывает умиление. Так по-детски это выглядит. Именно внутренняя красота и чистота привлекли рассказчика.
Второй же вопрос, который, наверное, с отчаянием задают читатели, над которым размышляет ни одно поколение школьников: почему герой не ответил на чувства Аси? Как вышло так, что их пути разошлись, ведь он любил её?! Я считаю, что это трусость. Малодушие, может быть. Он испугался характера Аси, стихийного, неровного. И её чувства - сильного, смелого, чистого. Мне искренне жаль его. Ведь такая любовь бывает раз в жизни. Он не был счастлив, потому что потерял её. Повесть Тургенева очень интересна и удивительна. Она трогательная и грустная. А еще он заставляет думать о том, какая красота настоящая и о том, как дорого приходится платить за совершённые - или несовершённые - поступки. Ася - по-настоящему красива, она красива душой. И потеряв это сокровище, испугавшись ответственности, герой потерял, а точнее, не нашел счастья в жизни. Цените красоту и не бойтесь глубоких чувств!
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809—1852)
«Ревизор»
В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее — смех?»
Главная героиня - Ася - девушка искренняя, с чистой душой. Её непосредственность, переменчивость характера пленили главного героя. А ведь он был влюблён в дам, которые знали толк в любви. Почему его сердце пленила эта странная девочка? Это первый вопрос, который, наверное, возникает у читателя. Я думаю, что герой был очарован тем, что Ася - настоящая, живая. Даже её неумелое кокетство вызывает умиление. Так по-детски это выглядит. Именно внутренняя красота и чистота привлекли рассказчика.
Второй же вопрос, который, наверное, с отчаянием задают читатели, над которым размышляет ни одно поколение школьников: почему герой не ответил на чувства Аси? Как вышло так, что их пути разошлись, ведь он любил её?! Я считаю, что это трусость. Малодушие, может быть. Он испугался характера Аси, стихийного, неровного. И её чувства - сильного, смелого, чистого. Мне искренне жаль его. Ведь такая любовь бывает раз в жизни. Он не был счастлив, потому что потерял её.
Повесть Тургенева очень интересна и удивительна. Она трогательная и грустная. А еще он заставляет думать о том, какая красота настоящая и о том, как дорого приходится платить за совершённые - или несовершённые - поступки. Ася - по-настоящему красива, она красива душой. И потеряв это сокровище, испугавшись ответственности, герой потерял, а точнее, не нашел счастья в жизни. Цените красоту и не бойтесь глубоких чувств!