Одной из важных особенностей 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. в изображении внутреннего мира личности человека небывалых вершин достигли такие писатели-реалисты, как: чехов, толстой, островский, достоевский, тургенев и другие. они смогли открыть в душе человека другие измерения, правдиво описать его сокровенные мысли. именно искреннему интересу к внутреннему миру героя, произведения таких писателей совершенно справедливо именуют психологическими. писатели-классики создали столь непохожие друг на друга художественные образы, что поневоле задумаешься, как многогранна и многообразна судьба людей. достоевский – писатель, который подробно, шаг за шагом исследует человека. так, героя романа «белых ночей» макара девушкина можно отнести к типу фантазеров-одиночек. даже своей возлюбленной, настеньке, он не скрываюсь, говорит, что будет всегда один, сам по себе. и дальше признается, что в своих мыслях создает грандиозные , живет насыщенной жизнью, а в реальности тяготится службой и пытается укрыться в «неприступный угол». настоящая любовь у достоевского дает героям раскрыться и позволяет писателю в полном объеме выразить внутренний мир своих персонажей. так, макар уже предстает как благородный и доблестный герой, но все такой же безвольный, погруженный в мир своего воображения. толстой в повести «юность» показывает до мелочей внутренний мир молодого человека, исследующего свой жизненный путь и проходящего этап становления. писатель мастерски применяет методы самоанализа и внутреннего разговора с самим собой, чтобы широко отразить это непростое время в жизни человека. чехов – еще один из профессионалов «препарирования» души человека. вот герой его рассказа «тоска» — простой деревенский мужик иона, волей судьбы заброшенный в город. но он способен глубоко чувствовать, переживать, страдать от горя и одиночества, от бесцельности своего существования. у него умер сын после тяжелой болезни. иона ищет сочувствия и понимания в своем горе, но никто из окружающих не способен и мысли допустить о наличии души у извозчика. ни господа, ни даже его товарищи по положению не обращают на его попытки выговориться никакого внимания. в результате несчастный изливает душу своей старой лошади, так как только это единственное живое существо готово выслушать его. чехов безжалостно вскрывает самые укрываемые негативные качества людей – лицемерие, лживость, зависть и льстивость. его краткие, но бьющие точно в цель рассказы как будто приоткрывают дверь в настоящий мир. всемирная слава доктора человеческих душ чехова связана с образом интеллигенции, погруженной в себя. неприспособленные к новой жизни людей, которые тяготятся бездушным и приземленным миром наживы. особенностью отражения внутреннего мира персонажей художественной 19 века можно определенно назвать свойственные для интеллигенции того времени неуверенность, самокопание, , колебания, а также тщеславие и спесь. впрочем, все эти качества не потеряли своей актуальности и сегодня.
8 глава Из сечи пришла печальная весть. Прослышав об отлучке казаков на Запорожье совершили набег татары. Избив оставшихся в куренях казаков и взяв их в плен, они угнали скот и лошадей, а также забрали войсковую казну. Казаки спешно собрали совет, чтобы решить проблему. Ведь, если они не поспешат на выручку, пленных татары продадут в неволю. Кошевой решил снять осаду Дубно и идти отбивать пленных и казну. Но Тарас был против этого плана. Он говорит, что в осажденном городе тоже есть пленные казаки, которым грозят пытки и смерть. Тогда решили, что часть казачьего войска во главе с кошевым атаманом идет выручать из татарского плена своих товарищей и казну, а оставшиеся, выбрав временным атаманом, Тараса Бульбу продолжат осаду Дубно. Ночью часть казаков уходит на поиски татар. После расставания казаки приуныли, но Тарас велел распаковать вино. Казаки выпили за веру и сечь.
Из сечи пришла печальная весть. Прослышав об отлучке казаков на Запорожье совершили набег татары. Избив оставшихся в куренях казаков и взяв их в плен, они угнали скот и лошадей, а также забрали войсковую казну. Казаки спешно собрали совет, чтобы решить проблему. Ведь, если они не поспешат на выручку, пленных татары продадут в неволю. Кошевой решил снять осаду Дубно и идти отбивать пленных и казну. Но Тарас был против этого плана. Он говорит, что в осажденном городе тоже есть пленные казаки, которым грозят пытки и смерть. Тогда решили, что часть казачьего войска во главе с кошевым атаманом идет выручать из татарского плена своих товарищей и казну, а оставшиеся, выбрав временным атаманом, Тараса Бульбу продолжат осаду Дубно. Ночью часть казаков уходит на поиски татар. После расставания казаки приуныли, но Тарас велел распаковать вино. Казаки выпили за веру и сечь.