Всвоем романе “герой нашего времени” м. ю. лермонтов отобразил 30-е годы xix века россии. это были нелегкие времена в жизни страны. подавив восстание декабристов, николай i стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. через два года после появления в печати “героя нашего времени” а. и. герцен писал: “поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования? ” “герой нашего времени”, — говорит лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. автор показал в романе типичного молодого человека того времени — печорина. каков же герой начала xix века в представлении лермонтова? его судьба трагична. григорий печорин выслан из петербурга за некую “” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько , он разжалован, снова отправляется на кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из персии домой, умирает. за все это время он много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. за свою жизнь печорин разрушил много человеческих судеб — княжны мери лиговской, веры, бэлы, грушницкого.. почему же так получилось? ведь печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. у него широкий кругозор, высокая образованность, культура. он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. печорин пишет в своем дневнике: “, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ” героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. но при этом печорин тратит свои силы на действия его недостойные. он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает бэлу, добивается любви мери и отказывается от нее, убивает на дуэли грушницкого.. мы видим, что печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. объясняясь с мери, печорин рассказывает: “ была моя участь с самого детства! все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились.. я стал скрытен.. я стал злопамятен.. я сделался завистлив.. я выучился ненавидеть.. я начал обманывать.. я сделался нравственным ” но мне кажется, что нельзя обвинять только самого печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. в этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. то самое общество, которое мешало онегину и ленскому, которое ненавидело чацкого, теперь печорина. так печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”. таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов xix столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.