Н.А Заболоцкий (1) Приближался апрель к середине,
(2) Бил ручей, упадая с откоса,
(3) День и ночь грохотал на плотине
(4) Деревянный лоток водосброса.
(5) Здесь, под сенью дряхлеющих ветел,
(6) Из которых любая – калека,
(7) Я однажды, гуляя, заметил
(8) Незнакомого мне человека.
(9) Он стоял и держал пред собою
(10) Непочатого хлеба ковригу
(11) И свободной от груза рукою
(12) Перелистывал старую книгу.
(13) Лоб его бороздила забота,
(14) И здоровьем не выдалось тело,
(15) Но упорная мысли работа
(16) Глубиной его сердца владела.
(17) Пробежав за страницей страницу,
(18) Он вздымал удивлённое око,
(19) Наблюдая ручьев вереницу,
(20) Устремлённую в пену потока.
(21) В этот миг перед ним открывалось
(22) То, что было незримо доселе,
(23) И душа его в мир поднималась,
(24) Как дитя из своей колыбели.
(25) А грачи так безумно кричали,
(26) И так яростно вётлы шумели,
(27) Что казалось, остаток печали
(28) Отнимать у него не хотели.
Выпишите из строк 1–16 метафорический эпитет в той форме, в которой он встречается в тексте.
Выпишите из строк 17–28 существительное, которое не относится ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению и которое современные носители русского языка предпочитают при склонении заменять синонимом, потому что им не вполне ясны некоторые падежные формы.
Сколько в тексте существительных 3 склонения?
...именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном — крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения.
Отвечая на вопрос, почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее, пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, школьники сопоставят поведение чуда-юда и Ивана — крестьянского сына.
Учащиеся отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван — крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает, серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом, врагом родной земли.
Анализируя текст по вопросу «Чем отличается третий бой от первых двух?» , школьники должны представлять, с какой целью преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастает сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя.
«Нелегко было выиграть Ивану — крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое, — говорят школьники, — потому что он ведь пришел насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить. Себя он не берег, о себе не думал, говорил: „...бей, руби, себя не береги“. Он боролся за справедливое дело» . А вот ответ на вопрос «Каким предстает Иван — крестьянский сын в последних эпизодах сказки?» : «В последних эпизодах Иван — крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый. Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвратился домой поле пахать да пшеницу сеять...»
Век живи – век учись. Мой дедушка много лет был почти совсем глухой. Чтобы с ним поговорить, мы кричали, как ненормальные, а он всё равно ничего не понимал. И к врачу его водили, но врач только головой качал да руками разводил: «Всё у вашего дедушки нормально, сам понять не могу, отчего он глухой». Ходили они с бабушкой по врачам, да и перестали.
А тут в наш посёлок приехала рок-группа, очень знаменитая и всем известная, не буду называть, сами догадайтесь. В посёлке объявления вывесили заранее, и все собирались на дискотеку вечером, и стар, и мал. И дедушка с бабушкой от нечего делать собирались, им интересно было среди молодежи покрутиться и концерт послушать. Пришли они. Музыка грохочет так, что и на небесах слышно, старается группа изо всех сил, во всю мощь. Вдруг дедушка мой и говорит бабке: «Ей-богу, у меня пробки из ушей выпали, слышу я, и не только музыку, а и что люди между собою говорят». Удивилась бабушка, смеется: «Вместо того, чтобы по врачам полжизни ходить, надо было сразу с молодежью, на дискотеку. Вот ведь правду говорят: век живи – век учись».