Разберём подробно это задание. Для его выполнения учащийся должен, во-первых, найти ключевой элемент (или элементы), который определить церковного деятеля (в данном случае – это имя Дмитрий и его характеристики, изложенные в документе), во-вторых, определить, что речь идёт о Дмитрии Донском, в-третьих, «включить» память и вспомнить, что имя Дмитрия Донского неразрывно в нашей истории связано с именем Сергия Радонежского. Насколько трудно учащемуся выполнить эти три шага? Давайте по порядку. Поиск ключевых элементов, в данном случае, не должен вызвать серьёзных затруднений. В приведённом отрывке ярко вырисовываются две фигуры, одной из которых является тот церковный деятель, имя которого нужно установить. К этому церковному деятелю пришёл Дмитрий, великодержавный, великий князь, достохвальный и победоносный, чтобы спросить, выступать ли ему против безбожных и получил благословение. Вся информация о Дмитрии и является ключевыми элементами. Информации в данном тексте, как видим, содержится очень много. Одна только фраза «великодержавный князь Дмитрий» должна вывести выпускников на путь верных размышлений, а остальные его характеристики лишь убедят в том, что эти размышления правильны. Дети выйдут на то, что это Дмитрий Донской.Мы, таким образом, свели данное задание, предполагающее работу с источником к простому тесту, который можно сформулировать так:Дмитрий Донской получил благословение на битву от1. патриарха Филарета2. патриарха Никона3. Сергия Радонежского4. Иосифа ВолоцкогоИ выпускники, надеюсь, легко вспомнят о встрече Дмитрия с Сергием Радонежским перед Куликовской битвой.А можно ли было дать правильный ответ (Сергий Радонежский) не устанавливая, что указанным князем является Дмитрий Донской? Возможно, что фраза «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество», приведённая в данном отрывке, прочно ассоциируется у учащихся с именем Сергия Радонежского. В этом случае, конечно, им не нужно будет вспоминать имя князя, но трудно предположить, что, зная настолько качественно историю, они бы не знали это имя. Возможно также, что учащиеся обратят внимание на то, что церковный деятель назван святым. Но к лику святых причислен не только Сергий, но и Иосиф Волоцкий. Поэтому, всё равно учащимся придётся выбирать из этих двух святых, а для этого придётся искать другие ключевые элементы. Таким образом, самый простой установить имя церковного деятеля, в данном случае – выйти на него через Дмитрия Донского и его встречу с Сергием, описанную в данном отрывке.
Многие писатели и поэты обращались к к старинным преданиям и легендам, чтобы на их основе создать свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Одна из летописных легенд — о смерти киевского князя Олега — легла в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге».«Песнь...» знакомит нас с жизнью и судьбой киевского князя Олега. Ему, сильному и могущественному, покорны «и волны и суша», щит его украшает врата Царьграда; «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы». Врагу остается только позавидовать «столь дивной» судьбе Олега.Отправляясь в поход на хазар, князь Олег встречается С кудесником, чтобы узнать у него о своей дальнейшей судьбе. Диалог, который ведут Олег и кудесник, — это диалог Власти и Мудрости. С первых же строчек становится ясно, за кем сила, могущество, власть. Олег просит кудесника не бояться его и, открыв правду, взять в награду «любого коня». ответ мудреца великому и могущественному князю вызывает уважение и восхищение:Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.Оказывается, есть люди, которые не подвластны силе и могуществу Власти. Кудесник покоряет нас своей независимостью, бесстрашием, правдивым и свободным языком Мудрости.Он предсказывает Олегу смерть «от коня своего», и тот решает расстаться с боерым другом. Через много лет князь узнает о смерти коня и, обвиняя кудесника во лжи, жалея, что поверил его предсказанию, едет на поле, чтобы увидеть «кости коня». Как ни всесилен и могуч Олег, но Мудрость оказалась права: смерть, которую князь хотел обмануть, настигает его. Его жалит змея, выползшая из черепа коня:Как черная лента вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.«Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина заставляет нас задуматься о многом: в чем заключается мудрость жизни, все ли решают власть, сила и могущество ли человек изменить свою судьбу?