Написать ЭССЕ на тему Евгений Онегиг. 1 предложение - главная идея романа 2,3 и 4 предложения- аргументы, доказательства тезиса. 5 предложение - вывод
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" - литературная сказка с "бродячим сюжетом"
Как известно, сказки бывают народные и авторские (литературные). В тличие от народной, авторская, или литературная, сказка имеет конкретного автора и известна в одном варианте - в котором была опубликована автором. Народные же сказки долго передавались из уст в уста, причем рассказчики могли изменять и дополнять сказку. Поэтому народная сказка может иметь несколько вариантов сюжета.
Среди сказок, как народных, так и литературных, встречаются произведения с похожим сюжетом. Такие сюжеты называются "бродячими". Например, если сравнить сказки "Аленький цветочек" и "Красавица и Чудовище", "Спящая красавица" и "Шиповничек", то можно найти много общих деталей сюжета.
А у "Золушки" Шарля Перро тоже есть несколько "сестер", причем в разных странах. На эту сказку похожи английская сказка "Тростниковая шапка", вьетнамская сказка "Золотая туфелька" и корейская сказка "Кхончхи и Пхатчхи".
Сравним сказку братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" (в прозе) и сказку А.С. Пушкина (в стихах) "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".
Общая канва сюжета практически одна и та же. Жена царя рожает дочку, умирает, царь женится вновь на злой женщине. Мачеха желает избавиться от падчерицы и велит служанке (у Пушкина) или леснику (у Гримм) завести девушку в лес и убить. В обоих случаях приказ выполняется не полностью: девушку оставляют в живых. Она находит в лесу домик, где живут гномы (у Гримм) или богатыри (у Пушкина).
Девушка ведет хозяйство и заботится о названных братьях. Мачеха, узнав, что падчерица выжила, пытается ее извести - в обоих сказках.
У братьев Гримм мачеха три раза пытается убить девушку, и два раза гномам удается её В третий раз, одевшись старухой, королева угостила падчерицу отравленным яблоком. У Пушкина первых двух попыток не было, и падчерица сразу получает свое отравленное яблоко. Обе девушки умерли, и их хоронят в гробах з хрусталя.
У Пушкина выступает жених, который был у падчерицы - королевич Елисей. Он находит гроб, разбивает его и целует девушку. Та оживает.
У братьев Гримм молодой принц проезжал через лес, увидел в прозрачном гробу прекрасную девушку и влюбился в неё. Он собирается забрать её в свой замок и охранять, гномы разрешают. Слуги принца споткнулись, когда несли гроб, и кусок ядовитого яблока выпал изо рта принцессы, и она ожила.
В обоих вариантах мачеха умирает от зависти и досады, узнав о том, что у падчерицы что все хорошо и она выходит замуж.
Некоторые исследователи предлагают дробные классификации легенд, или так называемые тематические группы. Например, классификация В.Н.Морохина:
Космогонические – о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд – о миротворении.
Зоогонические – о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.
Этногонические – истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.
Религиозно – апокрифические – о святых, о боге, о божественных сил человеку, как решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.
Социально-бытовые – о быте, традициях, родственных отношениях людей.
Об исторических событиях или лицах
Последняя группа легенд является разновидностью преданий.
- Что мы называем преданиями? Чем они отличаются от легенд?
Предания – устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого Основная функция преданий – информативная.
Группы:
О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.
О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами – Монголией, Китаем.
О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.
Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме – первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.
О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.
О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.
- Какие же легенды и предания бытуют на нашей земле?
II. Карта Читинской области. «Стоптанный башмак».
Вот наше Забайкалье. Чита – на высоте 600 м над уровнем моря.
- Знаете ли вы, откуда произошло название города Чита?
Об этом мы тоже можем узнать из легенд. Например, из легенды «Читинка», которую мы можем найти и прочитать в сборнике забайкальского писателя-фольклориста Николая Кузакова.
По форме Читинская область напоминает стоптанный башмак. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его – Монголия в песках и в горах – вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной – видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше – рукой подать до полярного круга.
Зима у нас длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод. Вот отчего такой резко континентальный климат, отчего такие температурные контрасты.
Читинская область занимает 431,5 тысячи кв метров. По площади равна Японии. В Японии живет 120 мил, у нас – в сто раз меньше.
- Как родилась наша даурская земля?
2. Легенда «О рождении Даурии». (из книги Елены Георгиевны Иманаковой «Сказания о Земле Даурской). Художественное исполнение учащимся.
О рождении Даурии.
С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.
Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.
Спустя годы пришли на эту славную землю люди – тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.
- Удивительно красивая легенда. А как заканчивается легенда?
Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Это «великое кочевье».
Территория Забайкалья – уникальна. С давних времен можно наблюдать сосуществование, сочетание самобытных культур народов – коренных тунгусов (эвенков), бурят, пришедших позднее в эти места русских: казаков, семейских, горнозаводских специалистов.
Мир легенд и преданий народов Забайкалья многогранен и многокрасочен. Отражает в себе своеобразные этнические и бытовые реалии, этические и эстетические представления населения, описания особой красоты таежной природы, богатства подземных недр, уникальность животного мира.
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" - литературная сказка с "бродячим сюжетом"
Как известно, сказки бывают народные и авторские (литературные). В тличие от народной, авторская, или литературная, сказка имеет конкретного автора и известна в одном варианте - в котором была опубликована автором. Народные же сказки долго передавались из уст в уста, причем рассказчики могли изменять и дополнять сказку. Поэтому народная сказка может иметь несколько вариантов сюжета.
Среди сказок, как народных, так и литературных, встречаются произведения с похожим сюжетом. Такие сюжеты называются "бродячими". Например, если сравнить сказки "Аленький цветочек" и "Красавица и Чудовище", "Спящая красавица" и "Шиповничек", то можно найти много общих деталей сюжета.
А у "Золушки" Шарля Перро тоже есть несколько "сестер", причем в разных странах. На эту сказку похожи английская сказка "Тростниковая шапка", вьетнамская сказка "Золотая туфелька" и корейская сказка "Кхончхи и Пхатчхи".
Сравним сказку братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" (в прозе) и сказку А.С. Пушкина (в стихах) "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".
Общая канва сюжета практически одна и та же. Жена царя рожает дочку, умирает, царь женится вновь на злой женщине. Мачеха желает избавиться от падчерицы и велит служанке (у Пушкина) или леснику (у Гримм) завести девушку в лес и убить. В обоих случаях приказ выполняется не полностью: девушку оставляют в живых. Она находит в лесу домик, где живут гномы (у Гримм) или богатыри (у Пушкина).
Девушка ведет хозяйство и заботится о названных братьях. Мачеха, узнав, что падчерица выжила, пытается ее извести - в обоих сказках.
У братьев Гримм мачеха три раза пытается убить девушку, и два раза гномам удается её В третий раз, одевшись старухой, королева угостила падчерицу отравленным яблоком. У Пушкина первых двух попыток не было, и падчерица сразу получает свое отравленное яблоко. Обе девушки умерли, и их хоронят в гробах з хрусталя.
У Пушкина выступает жених, который был у падчерицы - королевич Елисей. Он находит гроб, разбивает его и целует девушку. Та оживает.
У братьев Гримм молодой принц проезжал через лес, увидел в прозрачном гробу прекрасную девушку и влюбился в неё. Он собирается забрать её в свой замок и охранять, гномы разрешают. Слуги принца споткнулись, когда несли гроб, и кусок ядовитого яблока выпал изо рта принцессы, и она ожила.
В обоих вариантах мачеха умирает от зависти и досады, узнав о том, что у падчерицы что все хорошо и она выходит замуж.
Объяснение:
Некоторые исследователи предлагают дробные классификации легенд, или так называемые тематические группы. Например, классификация В.Н.Морохина:
Космогонические – о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд – о миротворении.
Зоогонические – о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.
Этногонические – истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.
Религиозно – апокрифические – о святых, о боге, о божественных сил человеку, как решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.
Социально-бытовые – о быте, традициях, родственных отношениях людей.
Об исторических событиях или лицах
Последняя группа легенд является разновидностью преданий.
- Что мы называем преданиями? Чем они отличаются от легенд?
Предания – устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого Основная функция преданий – информативная.
Группы:
О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.
О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами – Монголией, Китаем.
О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.
Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме – первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.
О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.
О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.
- Какие же легенды и предания бытуют на нашей земле?
II. Карта Читинской области. «Стоптанный башмак».
Вот наше Забайкалье. Чита – на высоте 600 м над уровнем моря.
- Знаете ли вы, откуда произошло название города Чита?
Об этом мы тоже можем узнать из легенд. Например, из легенды «Читинка», которую мы можем найти и прочитать в сборнике забайкальского писателя-фольклориста Николая Кузакова.
* Читарги (Чита – береста, арги – лес) – хребет, покрытый березовым лесом.
По форме Читинская область напоминает стоптанный башмак. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его – Монголия в песках и в горах – вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной – видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше – рукой подать до полярного круга.
Зима у нас длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод. Вот отчего такой резко континентальный климат, отчего такие температурные контрасты.
Читинская область занимает 431,5 тысячи кв метров. По площади равна Японии. В Японии живет 120 мил, у нас – в сто раз меньше.
- Как родилась наша даурская земля?
2. Легенда «О рождении Даурии». (из книги Елены Георгиевны Иманаковой «Сказания о Земле Даурской). Художественное исполнение учащимся.
О рождении Даурии.
С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.
Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.
Спустя годы пришли на эту славную землю люди – тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.
- Удивительно красивая легенда. А как заканчивается легенда?
Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Это «великое кочевье».
Территория Забайкалья – уникальна. С давних времен можно наблюдать сосуществование, сочетание самобытных культур народов – коренных тунгусов (эвенков), бурят, пришедших позднее в эти места русских: казаков, семейских, горнозаводских специалистов.
Мир легенд и преданий народов Забайкалья многогранен и многокрасочен. Отражает в себе своеобразные этнические и бытовые реалии, этические и эстетические представления населения, описания особой красоты таежной природы, богатства подземных недр, уникальность животного мира.