А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро – это, прежде всего, счастье всех людей.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.
Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.
Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.
А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом.
Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою.
Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде.
Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее.
Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях.
Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять не обходимое от пустого и ложного.
Она не должна быть слепой.
Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям.
Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой.
Ум без доброты – хитрость.
Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца.
Поэтому хитрость вынуждена скрываться.
Мудрость же открыта и надежна.
Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека.
Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу.
В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро – это, прежде всего, счастье всех людей.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.
Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.
Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.
А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом.
Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою.
Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.
В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде.
Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее.
Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях.
Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять не обходимое от пустого и ложного.
Она не должна быть слепой.
Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям.
Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой.
Ум без доброты – хитрость.
Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца.
Поэтому хитрость вынуждена скрываться.
Мудрость же открыта и надежна.
Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека.
Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу.
В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
Объяснение: