Словесное искусство Древней Руси берёт свое начало в конце Х века, а ХVII век считается его завершающим периодом. Древняя Русь, возвысив духовные ценности и нравственные идеалы, за столетия своего развития, одарила нас немалым количеством достойных произведений, которыми мы можем гордиться и по сей день. Среди них есть такие величайшие памятники литературы, как: «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть и Петре и Февронии Муромских», «Слово о Законе и Благодати» , а также жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол, Часослов). Нельзя не упомянуть о ярком примере единства культуры Руси – «Слове о полку Игореве». Оно посвящено походу против половцев в 1185 году малозначительного новгород-северского князя Игоря Святославича. Несмотря на то что «Слово о полку Игореве» носит исключительно исторический характер, как и вся древнерусская литература, в то же время, оно содержит обилие художественных приемов: гипербол, метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений.
Удивительно, что автор темой своего произведения избрал поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей. Эти обстоятельства давали возможность неизвестному автору гениального творения XII века нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, сражавшихся далеко от родной земли, в «степи незнаемой» с противником, превосходящим его силою, и дать выразительные характеристики русским князьям той эпохи.
Важное место в «Слове...» занимает образ князя Игоря Святославовича, для автора он является воплощением княжеских доблестей. Игорь мужественный, преисполненный «ратного духа», молодой, горячий, отважный, но неосмотрительный. Автор обнаруживает к Игорю любовь и симпатию, называет его соколом, солнцем, горностаем, волком, лебедем. Жадность «испить шлемом Дона», чувство воинской чести Игоря оттесняют страшные увещевания природы. Он игнорирует нехорошие приметы, считает, что лучше умереть от меча, чем попасть в плен:
Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить…
Когда Игорь потерпел поражение, печалится вся природа, вся Русь. Рассказывая о бегстве и возвращении Игоря из плена, автор особенно выразительно обнаруживает свое сочувствие к нему. И все же в изображении Игоря оказывается двойственность. Сочувствуя им, гордясь их мужеством, грустя по поводу неудач, автор вместе с тем осуждает эгоистическую политику этого князя, междоусобицы, которые подрывали мощь родины, ее благополучие. Князь Игорь в определенной мере любит отчизну, но безрассудный и недальновидный, беспокоится о своей чести не меньше, чем о чести отчизны. Горькое поражение Игоря - это расплата за его эгоизм и самоуверенность.
В «Слове...» отводится также большое место изображению поступков Всеволода - брата Игоря. Автор явным образом симпатизирует герою, видит в нем смелого воина постоять за родную землю:
Словесное искусство Древней Руси берёт свое начало в конце Х века, а ХVII век считается его завершающим периодом. Древняя Русь, возвысив духовные ценности и нравственные идеалы, за столетия своего развития, одарила нас немалым количеством достойных произведений, которыми мы можем гордиться и по сей день. Среди них есть такие величайшие памятники литературы, как: «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть и Петре и Февронии Муромских», «Слово о Законе и Благодати» , а также жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол, Часослов). Нельзя не упомянуть о ярком примере единства культуры Руси – «Слове о полку Игореве». Оно посвящено походу против половцев в 1185 году малозначительного новгород-северского князя Игоря Святославича. Несмотря на то что «Слово о полку Игореве» носит исключительно исторический характер, как и вся древнерусская литература, в то же время, оно содержит обилие художественных приемов: гипербол, метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений.
Удивительно, что автор темой своего произведения избрал поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей. Эти обстоятельства давали возможность неизвестному автору гениального творения XII века нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, сражавшихся далеко от родной земли, в «степи незнаемой» с противником, превосходящим его силою, и дать выразительные характеристики русским князьям той эпохи.
Важное место в «Слове...» занимает образ князя Игоря Святославовича, для автора он является воплощением княжеских доблестей. Игорь мужественный, преисполненный «ратного духа», молодой, горячий, отважный, но неосмотрительный. Автор обнаруживает к Игорю любовь и симпатию, называет его соколом, солнцем, горностаем, волком, лебедем. Жадность «испить шлемом Дона», чувство воинской чести Игоря оттесняют страшные увещевания природы. Он игнорирует нехорошие приметы, считает, что лучше умереть от меча, чем попасть в плен:
Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить…
Когда Игорь потерпел поражение, печалится вся природа, вся Русь. Рассказывая о бегстве и возвращении Игоря из плена, автор особенно выразительно обнаруживает свое сочувствие к нему. И все же в изображении Игоря оказывается двойственность. Сочувствуя им, гордясь их мужеством, грустя по поводу неудач, автор вместе с тем осуждает эгоистическую политику этого князя, междоусобицы, которые подрывали мощь родины, ее благополучие. Князь Игорь в определенной мере любит отчизну, но безрассудный и недальновидный, беспокоится о своей чести не меньше, чем о чести отчизны. Горькое поражение Игоря - это расплата за его эгоизм и самоуверенность.
В «Слове...» отводится также большое место изображению поступков Всеволода - брата Игоря. Автор явным образом симпатизирует герою, видит в нем смелого воина постоять за родную землю: