Напишите сочинение-рассуждение по текту(150слов) :
(1) мать родилась в сибирской деревне. (2)долгая тоскливая зима в переполненной народом, телятами и
поросятами душной избе с детства заронила у нее любовь к весне. (3)породила жажду первой заметить,
почувствовать хотя бы отдаленные ее признаки, изощряла ее слух и глаз слышать и видеть то, что не
видят, не слышат другие. (4) с детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в
них.
(5)как-то ранней весной отец взял ее и меня на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную
десятину пшеницей. (6) из блеклой травы, из-под самых ног отца, взлетел жаворонок и,
трепеща крылышками, точно по незримым ступеням поднялся в голубую высь. (7)отец, кажется, и не
заметил жаворонка. (8)но мать!
- (9)смотри! (10)смотри, алёша! (11)чуть покрупней воробья, а большекрылый.(12)потому и трепетун
неустанный
(13)после ее слов я тоже отметил, что действительно у жаворонка крылья в сравнении стуловищем и
длинны, и широки. (14)и тогда же подивился ее зоркости.
(15)солнце заливало голые, дымившиеся парком поля, а мать все стояла и слушала. (16)возможно, она
уже и не видела самого певца, а только слышала радостный его голосок, чувствовала ту же радость в
своем сердце.
(17) лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. (18)я
был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы,
которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. (19)и сам я также жадно начинал
смотреть на дерущихся воробьев, слушать писк синиц, с волнением ждать первой капели с крыш.
20)каждый «воробьиный шажок» весны торжествовался как победа. 21 )слова матери глубоко западали
в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов,
бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.
22) «немало людей, дети, живут злобой, корыстыю, завистью. 23 )не радуются ни весне, ни птичьему
звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые. 24 )слепцы они, а со слепого какой же спрос?
25) а как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. 26)и видела источник радости в
окружающей ее природе. 27)любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от
рождения, как в певчей птице. 28)мать не представляла иной силы так чудодейственно
окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.
(по е. н. пермитину)
В повести Максима Горького «Детство» выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Таким эпизодом является «Пляска бабушки» в первой части произведения. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о женской доле, о трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном.
«Она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила». Описывая характер танца, писатель использует метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого- то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позволяют увидеть описываемую картину, почувствовать состояние героини. Танец бабушки — неторопливый рассказ о прожитой ею жизни.
Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.