Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь» , - говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг Стародум говорит о богатстве нравственном: «...Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного» . Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю» , - вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают» , так как «все родом крепколобы» ?
Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей» . Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет» . Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства» . Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль» , молодой барин – «злонравия достойные плоды».
Стародум.
Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь» , - говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг Стародум говорит о богатстве нравственном: «...Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного» . Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю» , - вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают» , так как «все родом крепколобы» ?
Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей» . Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет» . Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства» . Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль» , молодой барин – «злонравия достойные плоды».
Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно
верную картину моральной и общественной деградации
дворянства конца 18 века.
Драматург использует все средства cатиры, обличает
и критикует, высмеивает и осуждает.
Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится
не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная
деятельность и крепостническая практика.
Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является
раздумье писателя о том наследии, которое готовят
России Простаковы и Скотинины.
Фонвизин взял героев "Недоросля" прямо из житейского
омута без всяких культурных покрытий, да так и поставил
их на сцену со всей неурядицей их отношений,
со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов".
Однако смех в комедии не беззаботен.
А дело в том, что глупость, невежество, лицемерие,
жадность, трусость, наглость не могут быть просто
смешными или комичными, поскольку являют основу
жизни и воспитания дворянского сословия.