Памяти М.С.Соловьева
Призывно грустный шум ветров
звучит, как голос откровений.
От покосившихся крестов
на белый снег ложатся тени.
И облако знакомых грез
летит беззвучно с вестью милой.
Блестя сквозь ряд седых берез,
лампада светит над могилой
пунцово-красным огоньком.
Под ослепительной луною
часовня белая, как днем,
горит серебряной главою.
Там… далеко… среди равнин
старинный дуб в тяжелой муке
стоит затерян и один,
как часовой, подъявший руки.
Там, далеко… в полях шумит
и гонит снег ночная вьюга…
И мнится — в тишине звучит
давно забытый голос друга…
Старинный дуб порой вздохнет
с каким-то тягостным надрывом…
И затрепещет, и заснет
среди полей глухим порывом.
Николай Васильевич Гоголь как драматург был новатором. В частности, в комедийный жанр, практически неизменный на протяжении многих поколений, он привнес новые решения. Например, вплоть до XIX века конфликт в литературном произведении трактовался как столкновение двух начал: отрицательного и положительного. Противоборство добра и зла, завершающееся торжеством гармонии над хаосом - такова была основа практически каждого драматургического произведения.
Однако в гоголевском "Ревизоре" мы не найдем однозначно положительных героев. Нет там персонифицированного образа добродетели. Что же составляет конфликт этой комедии? В комедии Гоголь обличает и высмеивает пороки общества, не противопоставляя им положительных образов. Зритель сам осознает, насколько изображенная в комедии действительность далека от идеала.
Чиновники, изображенные в комедии, являются не столько самоценными характерами, сколько обобщенными фигурами, в которых воплощены осуждаемые пороки. Однако Гоголь настолько мастерски прописал этих персонажей, что они получились удивительно "живыми".
Другими словами, в "Ревизоре" Гоголь не следовал общепринятым канонам драматургии, но в результате у него получился шедевр. Когда эта комедия была поставлена в 1836 году, она имела огромный успех и до сих пор не сходит с подмостков театров.
2. "Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс-капитана Тушина". Этот герой дан в восприятии Болконского: "Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами..." и "Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное".
3. Он мечтает о своем Тулоне: "Как же выразится мой Тулон?"
Происходит знаменательный эпизод:
"Среди толчеи беспорядочного бегущего войска к князю Андрею, признав в нем адъютанта... *цитата до: * ... что нельзя обойти это происшествие на пути к возвышенной цели".
Это прикосновение к жизненной каше, которое трудно дается Болконскому, он будет вспоминать потом с брезгливостью и чувством, что он унижен.
4. Прочитайте фрагмент о подвиге Тушина со слов: "Про батарею Тушина было забыто..." до конца 20 гл.
6. Тушин раненому Николаю Ростову: "Засветились огни, и слышнее стал говор..." до слов "...что Тушин всею душой захотел и не мог ему" и "На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся..." до слов "Князю Андрею было грустно и тяжело...".