Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе».Он пленен Кавказом, пленен горами.Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается. «Всяк в плену у страстей своих». Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».
Чехов жил и творил в конце XIX —начале XX века,в переломную эпоху русской истории,накануне двух войн и двух революций, в период пробуждения сознания широких масс.Свой гражданский писательский долг,он видел в том, чтобы средствами словесного искусства открывать людям многомерность жизни, “правду безусловную и честную”, разрушать иллюзии, поддерживать в человеке достоинство, развивать в нем видеть мир собственными глазами, понимать его своим умом, чувствовать своим сердцем. Какой бы из его рассказов я не взяла, везде чувствуется душевная боль писателя от людской подлости, пошлости, ограниченности. Силой художественного слова Чехов боролся со всеми этими пороками, высмеивая их и жалея тех несчастных, которые делались жертвами людской злобы и несправедливости. Вот, например, рассказ “Смерть чиновника”. Экзекутор Червяков так навязчиво и униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала), что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. В бешенстве он набрасывается на бедного Червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. Вернувшись домой, Червяков действительно умирает. Смешно и горько. Не случайно рассказ называется “Смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека.
жизни, “правду безусловную и честную”, разрушать иллюзии, поддерживать в человеке достоинство, развивать в нем видеть мир собственными
глазами, понимать его своим умом, чувствовать своим сердцем. Какой бы из его
рассказов я не взяла, везде чувствуется душевная боль писателя от людской подлости, пошлости, ограниченности. Силой художественного слова Чехов боролся со всеми этими пороками, высмеивая их и жалея тех несчастных, которые делались жертвами людской злобы и несправедливости.
Вот, например, рассказ “Смерть чиновника”. Экзекутор Червяков так навязчиво и
униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала), что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. В бешенстве он набрасывается на бедного Червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. Вернувшись домой, Червяков действительно умирает. Смешно и горько. Не
случайно рассказ называется “Смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека.