В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, рассказ "Век живи - век люби" отличаеся исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной. По очень точному наблюдению критики, — «новый уровень общения людей: здесь душа с душою говорит» . Если в повестях Распутина душа высока в своей трагедии, но одинока, то в рассказах она распахнута навстречу миру, природе. Эта устремленность вовне душ героев обуславливает их обогащение неведомыми ранее чувствами. Любовь к добру — вот что привлекает в героях распутинских рассказов. Все они стремятся обрести внутреннюю гармонию, быть в ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит еще и потому, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, жадно воспринимается детьми и затем приносит в их душах щедрые дары. В одном из лучших рассказов Распутина «Век живи — век люби» пятнадцатилетний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда добра, уже требующего своей реализации. Это добро воплощено в стремлении к любви, ибо в ней — вся сила, держащая этот мир, не дающая ему пропасть; в ней — вся сущность человека: для того он и явлен миру, чтобы отблагодарить, согреть его своею любовью. Иначе, зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?!
Теория "Малых дел" Разумихина предполагает искоренение социального неравенства. Разумихин убежден, что образованные молодые люди должны работать учителями, юристами, врачами и т.д., главное служить всеобщему благу крестьянам входить в новую "постреформную" (отмена крепостного права) жизнь, в частности выкуп земли. Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам. Он всем, кому может: Дуне, Пульхерии Ивановне, Раскольникову... Большое дело он предлагает делать потихоньку: "Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем" (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Часть четвертая, глава 3)
По словам Достоевского, Разумихин — человек «горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный, как богатырь, и пьяный». В его «молодой и горячей» голове бурлят сильные чувства и увлечения. «Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту. Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить». В одной сцене он вскакивает со стула, чтобы «расправиться» с Лужиным, и только вмешательство друга его останавливает.
Таким образом, разумихинское отношение к деньгам задано не темпераментом и характером, а глубоко усвоенным и вошедшим в привычку убеждением. Мы не будем рассуждать о его психологических корнях, а просто скажем, что именно такие установки — бережливость, терпение, внимательность, стремление быть экспертом в одной области, сознание широкого круга доступных возможностей — полезны любому человеку
По очень точному наблюдению критики, — «новый уровень общения людей: здесь душа с душою говорит» . Если в повестях Распутина душа высока в своей трагедии, но одинока, то в рассказах она распахнута навстречу миру, природе. Эта устремленность вовне душ героев обуславливает их обогащение неведомыми ранее чувствами.
Любовь к добру — вот что привлекает в героях распутинских рассказов. Все они стремятся обрести внутреннюю гармонию, быть в ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит еще и потому, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, жадно воспринимается детьми и затем приносит в их душах щедрые дары. В одном из лучших рассказов Распутина «Век живи — век люби» пятнадцатилетний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда добра, уже требующего своей реализации. Это добро воплощено в стремлении к любви, ибо в ней — вся сила, держащая этот мир, не дающая ему пропасть; в ней — вся сущность человека: для того он и явлен миру, чтобы отблагодарить, согреть его своею любовью. Иначе, зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?!
Теория "Малых дел" Разумихина предполагает искоренение социального неравенства. Разумихин убежден, что образованные молодые люди должны работать учителями, юристами, врачами и т.д., главное служить всеобщему благу крестьянам входить в новую "постреформную" (отмена крепостного права) жизнь, в частности выкуп земли. Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам. Он всем, кому может: Дуне, Пульхерии Ивановне, Раскольникову... Большое дело он предлагает делать потихоньку: "Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем" (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Часть четвертая, глава 3)
По словам Достоевского, Разумихин — человек «горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный, как богатырь, и пьяный». В его «молодой и горячей» голове бурлят сильные чувства и увлечения. «Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту. Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить». В одной сцене он вскакивает со стула, чтобы «расправиться» с Лужиным, и только вмешательство друга его останавливает.
Таким образом, разумихинское отношение к деньгам задано не темпераментом и характером, а глубоко усвоенным и вошедшим в привычку убеждением. Мы не будем рассуждать о его психологических корнях, а просто скажем, что именно такие установки — бережливость, терпение, внимательность, стремление быть экспертом в одной области, сознание широкого круга доступных возможностей — полезны любому человеку