В стихотворении «Бородино» рассказ о битве доверен старому солдату, который говорит народным языком с узнаваемыми просторечными оборотами, что приближает автора к народному взгляду на войну. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени своего поколения, от имени всего народа.
Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства. Перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия, социальные различия оказываются не важны, главное для всех то, что «клятву верности сдержали мы в Бородинский бой».
Характерно, что все стихотворение строится в форме диалога. И в данном случае это не просто «старый солдат» и его «потомок». Это представители разных поколений, которые выражают надежды, чаяния, а также горечь и разочарование всех своих современников. В. Г. Белинский писал о «Бородино»: «Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата... Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому столь полному славы и великих дел».
Таким образом, в стихотворении «Бородино» отразилось не только восхищение Лермонтова героическим своей страны, могучим духом простого народа, вставшего на защиту своей родины. При противопоставления двух поколений, двух эпох, поэт выразил и свое отношение к действительности, к той полицейско- самодержавной системе, которая, основываясь на рабстве и унижении человеческого достоинства, губит лучшие силы народа, не дает проявляться его уму и таланту.
1. В повести показывается «падение» Лизы, соблазненной Эрастом, а также нравственная испорченность и распущенность самого Эраста.
2. Лиза, чистая душою, не в силах пережить того, что любимый обманул ее и бросил – из-за разочарования в любви и мук совести она сводит счеты с жизнью. Эраст же до конца жизни мучится и раскаивается из-за того, что предал влюбленную в него девушку.
3. Отступления от норм морали – это физические отношения Эраста и Лизы, карточные долги Эраста, его слабоволие, приносящее беды ему и другим.
4. Исток греховности автор видит в городе и светском образе жизни – недаром, именно дворянин Эраст, придерживающийся такого образа жизни противопоставляется чистой душой Лизе, живущей на лоне природы.
5. Чтобы оставаться нравственно чистым, необходимо всегда поступать по совести и никого не обманывать.
6. Бедная Лиза не только, и не столько из-за того, что она дочь бедной крестьянки, а бедная в значении обманутая, брошенная.
В стихотворении «Бородино» рассказ о битве доверен старому солдату, который говорит народным языком с узнаваемыми просторечными оборотами, что приближает автора к народному взгляду на войну. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени своего поколения, от имени всего народа.
Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства. Перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия, социальные различия оказываются не важны, главное для всех то, что «клятву верности сдержали мы в Бородинский бой».
Характерно, что все стихотворение строится в форме диалога. И в данном случае это не просто «старый солдат» и его «потомок». Это представители разных поколений, которые выражают надежды, чаяния, а также горечь и разочарование всех своих современников. В. Г. Белинский писал о «Бородино»: «Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата... Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому столь полному славы и великих дел».
Таким образом, в стихотворении «Бородино» отразилось не только восхищение Лермонтова героическим своей страны, могучим духом простого народа, вставшего на защиту своей родины. При противопоставления двух поколений, двух эпох, поэт выразил и свое отношение к действительности, к той полицейско- самодержавной системе, которая, основываясь на рабстве и унижении человеческого достоинства, губит лучшие силы народа, не дает проявляться его уму и таланту.
1. В повести показывается «падение» Лизы, соблазненной Эрастом, а также нравственная испорченность и распущенность самого Эраста.
2. Лиза, чистая душою, не в силах пережить того, что любимый обманул ее и бросил – из-за разочарования в любви и мук совести она сводит счеты с жизнью. Эраст же до конца жизни мучится и раскаивается из-за того, что предал влюбленную в него девушку.
3. Отступления от норм морали – это физические отношения Эраста и Лизы, карточные долги Эраста, его слабоволие, приносящее беды ему и другим.
4. Исток греховности автор видит в городе и светском образе жизни – недаром, именно дворянин Эраст, придерживающийся такого образа жизни противопоставляется чистой душой Лизе, живущей на лоне природы.
5. Чтобы оставаться нравственно чистым, необходимо всегда поступать по совести и никого не обманывать.
6. Бедная Лиза не только, и не столько из-за того, что она дочь бедной крестьянки, а бедная в значении обманутая, брошенная.