Пушкин — реалист, гармоническая натура, объективный поэт, его любовные стихи проникнуты гуманностью; Лермонтов — романтик, субъективист, поэт мысли, болезненная натура, порою чрезмерно жестокий и злой в любовной лирике.
Пушкин и Лермонтов близки в своем отношении к искусству.
Художественная форма, литературный язык поэзии Пушкина оставались образцами для Лермонтова. Оба писателя постоянно возвращаются к осмыслению назначения поэта, сущности искусства. Очень близки Лермонтов и Пушкин в понимании патриотизма, народности и национальности искусства.
При всем различии характеров Лермонтова и Пушкина их объединяла верность самим себе, личное мужество.
Пушкин:
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Лермонтов (обращаясь к кинжалу) :
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
Человеческое достоинство, честь значили для них больше, чем жизнь.
Отношение Пушкина к любви, его гуманность, выраженные, например, в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» , обычно противопоставляют любовной лирике Лермонтова. Юношеские стихи Лермонтова, обращенные к Е. А. Сушковой и особенно к Н. Ф. Ивановой написаны в годы, когда Лермонтов увлекался поэзией Байрона, и имеют мало общего с Пушкиным. Поэтика романтизма ставила в центр образ поэта, его переживания, страдания и размышления. В зрелой любовной лирике Лермонтов следует за Пушкиным и совершает новый шаг — он стремится запечатлеть образ женщины, ее душевное состояние, внутренний мир. Вершина в этом отношении — образ Нины в поэме «Сказка для детей» Лермонтова.
Тема судьбы, рока постоянно присутствует в творчестве Пушкина и Лермонтова; она во многом сходно осмыслена. Признавая власть судьбы над человеком, оба поэта не были фаталистами. Сделан парадоксальный вывод: неизбежное течение обстоятельств не должно мешать активным действиям героев, их вмешательству в ход жизни, умению вести борьбу самые «лермонтовские» строки Пушкина:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю.
Многожанровость Лермонтова также идет от Пушкина. Она связана с тем, чтобы более полно охватить жизнь, вернее раскрыть сложную натуру человека. Эту же цель преследует разнообразие художественных форм, в частности обращение к символу, заключающее огромные возможности для реалистического искусства.
В биографическом плане заметим, что Лермонтов в последний год жизни хотел следовать Пушкину — полностью посвятить себя профессиональной деятельности писателя, издавать свой журнал.
как правило, шедеврами считаются первые произведения. повторения и имитации, даже качественные, шедеврами не считаются. людей, шедевры, понимаемых как уникальное, непревзойденное творение, обычно именуются гениями. многие гении стали знаменитыми, а их работы названы шедеврами лишь посмертно (рембрандт, ван гог). случалось и обратное - работы, признанные современниками шедеврами, не выдерживали испытание временем.
шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже – науки и техники. в обиходе шедевр – это не только художественное, но и всякое творение человека: будь то красивый дом или интерьер, автомобиль или кулинарное блюдо.
в «словаре искусства» представлены шедевры эпохи возрождения – живопись, скульптура и архитектура.
, самые известные архитектурные шедевры ренессанса – купола соборов санта мария дель фиоре (флоренция) и св.петра (рим). в 1418 г . ф.брунеллески при завершении флорентийского собора санта мария дель фиоре столкнулся с дилеммой: как перекрыть огром- ное поперечное пространство, оптимистично оставленное средневековым архитектором, начинавшим строительство собора. мастер принял решение о возведении купола на 8-гранном барабане – конструкции, не имевшей прецендента ни в классической, ни в византийской архитектуре. до сих пор неясна сама методика исполнения купола.
купол, предложенный браманте и сконструированный и выполненный микеланджело для собора св.петра в ватикане, превосходил по размерам даже флорентийский и стал вызовом, вдохновившим всю европу.
Пушкин — реалист, гармоническая натура, объективный поэт, его любовные стихи проникнуты гуманностью; Лермонтов — романтик, субъективист, поэт мысли, болезненная натура, порою чрезмерно жестокий и злой в любовной лирике.
Пушкин и Лермонтов близки в своем отношении к искусству.
Художественная форма, литературный язык поэзии Пушкина оставались образцами для Лермонтова. Оба писателя постоянно возвращаются к осмыслению назначения поэта, сущности искусства. Очень близки Лермонтов и Пушкин в понимании патриотизма, народности и национальности искусства.
При всем различии характеров Лермонтова и Пушкина их объединяла верность самим себе, личное мужество.
Пушкин:
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Лермонтов (обращаясь к кинжалу) :
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
Человеческое достоинство, честь значили для них больше, чем жизнь.
Отношение Пушкина к любви, его гуманность, выраженные, например, в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» , обычно противопоставляют любовной лирике Лермонтова. Юношеские стихи Лермонтова, обращенные к Е. А. Сушковой и особенно к Н. Ф. Ивановой написаны в годы, когда Лермонтов увлекался поэзией Байрона, и имеют мало общего с Пушкиным. Поэтика романтизма ставила в центр образ поэта, его переживания, страдания и размышления. В зрелой любовной лирике Лермонтов следует за Пушкиным и совершает новый шаг — он стремится запечатлеть образ женщины, ее душевное состояние, внутренний мир. Вершина в этом отношении — образ Нины в поэме «Сказка для детей» Лермонтова.
Тема судьбы, рока постоянно присутствует в творчестве Пушкина и Лермонтова; она во многом сходно осмыслена. Признавая власть судьбы над человеком, оба поэта не были фаталистами. Сделан парадоксальный вывод: неизбежное течение обстоятельств не должно мешать активным действиям героев, их вмешательству в ход жизни, умению вести борьбу самые «лермонтовские» строки Пушкина:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю.
Многожанровость Лермонтова также идет от Пушкина. Она связана с тем, чтобы более полно охватить жизнь, вернее раскрыть сложную натуру человека. Эту же цель преследует разнообразие художественных форм, в частности обращение к символу, заключающее огромные возможности для реалистического искусства.
В биографическом плане заметим, что Лермонтов в последний год жизни хотел следовать Пушкину — полностью посвятить себя профессиональной деятельности писателя, издавать свой журнал.
как правило, шедеврами считаются первые произведения. повторения и имитации, даже качественные, шедеврами не считаются. людей, шедевры, понимаемых как уникальное, непревзойденное творение, обычно именуются гениями. многие гении стали знаменитыми, а их работы названы шедеврами лишь посмертно (рембрандт, ван гог). случалось и обратное - работы, признанные современниками шедеврами, не выдерживали испытание временем.
шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже – науки и техники. в обиходе шедевр – это не только художественное, но и всякое творение человека: будь то красивый дом или интерьер, автомобиль или кулинарное блюдо.
в «словаре искусства» представлены шедевры эпохи возрождения – живопись, скульптура и архитектура.
, самые известные архитектурные шедевры ренессанса – купола соборов санта мария дель фиоре (флоренция) и св.петра (рим). в 1418 г . ф.брунеллески при завершении флорентийского собора санта мария дель фиоре столкнулся с дилеммой: как перекрыть огром- ное поперечное пространство, оптимистично оставленное средневековым архитектором, начинавшим строительство собора. мастер принял решение о возведении купола на 8-гранном барабане – конструкции, не имевшей прецендента ни в классической, ни в византийской архитектуре. до сих пор неясна сама методика исполнения купола.
купол, предложенный браманте и сконструированный и выполненный микеланджело для собора св.петра в ватикане, превосходил по размерам даже флорентийский и стал вызовом, вдохновившим всю европу.