Прочитать рассказ, определить проблему.
, .
"продавец добра"
целыми днями родион иванович сидел в лавчонке на базаре, торговавшей скобяным товаром, — это был зимой и летом ледяной каменный мешок с единственным окном под самым потолком, — и грыз жареные семечки, чтобы пересилить тягу к табаку. в магазинчике командовала его жена — толстенькая энергичная бабешка, сыпавшая матерком и покрикивавшая на какого-нибудь неуклюжего мужика в тулупе, забравшеврся в угол: «эй, ты чего там разжопатился? из-за тебя к ведрам не подойти! » родион иванович, повинуясь ее приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки или «занадобившийся этому черту сепаратор». усатый «черт» в мерлушковой шапке притопывал сапожищами на кирпичном полу, приговаривая: «добра-то у вас как много… и откуда только берется? » выбравшись из склада с сепаратором в руках, родион иванович отвечал с одышкой: «добра-то много — да добра нет». выражение лица его всегда было печально-ласковое.
вина он не пил, потому и удивились люди, узнав, что родион иванович сошел с ума. все чокнутые делились в городке на две категории: на тех, кто от роду дурак, и на тех, кто свихнулся из-за безудержного пьянства и лечился в психушке. ни к тем, ни к другим родион иванович не принадлежал, даже на замечен не был. когда жену его спрашивали, не страшно ли ей жить бок о бок с психом, она хмуро отвечала: «да чего страшного? сидит себе в уголку, с мухами беседует…»
вскоре, однако, родион иванович нашел себе занятие, прославившие его на весь городок. из обрезков бумаги он клеил коробки чуть больше спичечных и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за .
однажды он постучал и в нашу дверь. я открыл. на пороге переминался с ноги на ногу тощий тип с печально-ласковым выражением лица, в стареньком брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной под ноль узкой голове.
— не желаете ли добра? — просипел он, заискивающе заглядывая мне в глаза. — вот. — он протянул коробочку с подтеками клея на углах. — не обижайтесь.
выручил отец. он сердито сунул родиону ивановичу какую-то медную мелочь и захлопнул дверь. коробочку отдал мне.
в своей комнате я осторожно открыл коробку. одна сторона ее была не заклеена и служила крышкой, внутри оказалась коробка поменьше, с такой же незаклеенной крышечкой. на дне этой второй коробки аккуратным почерком малограмотного человека было начертано одно-единственное слово — «добро».
я до сих пор храню эту коробочку, чудом уцелевшую после всех переездов и передряг. чернила на донышке выцвели, приобрели желтоватый оттенок, но слово по-прежнему хорошо различимо. кажется, с я начал понимать, что слово «добро» обладает всего одним — одним-единственным —
смыслом, и именно тем, который вложил в него несчастный родион иванович из затерянного на краю света городка.
Городничий боится "ревизора", а Хлестаков уверен в том,
что за ним пришли, чтобы забрать в тюрьму.
Поначалу Городничий боится наиболее страшного:
а вдруг тот, кто приедет инкогнито, не берет - вот где зарез!
А ведь редко, но бывает и так, какие-то развелись "волтерианцы",
молодые люди, желающие жить по совести.
Вдруг да наедет такой, вся система жизни, весь образ действия
Городничего придут тогда в негодность.
Страх "первый" - это страх перед честным ревизором.
Но после того, как городничий дал Хлестакову деньги взаймы,
все пошло по-другому.
Но слава богу, нет! Хлестаков - не "волтерианец", он берет взятки,
и даже весьма благосклонно.
Выяснив это обстоятельство, Городничий немного успокаивается.
Он попал в привычную колею привычных отношений.
Глава города из него никудышный.
Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что всё в городе
пришло в упадок, честно не работает ни одна служба.
Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять
что- либо совсем не желает.
Судье Ляпкину-Тяпкину, указывая на беспорядок в его ведомстве,
просто говорит: "Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то
позабывал!.
Только весть о приезде ревизора заставила героя собрать городских
чиновников и призвать их навести видимость порядка.
К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно
и сурово, безжалостно обирает их.
Из жалоб купцов:
"Такого городничего никогда ещё… не было.
Такие обиды чинит, что описать нельзя. Придёт в лавку и, что ни попадется,
всё берёт" .
"Ей богу, такого никто не запомнит городничего. Так всё и припрятываешь
в лавке, когда его завидишь. То есть, не то уж говоря, чтоб какую
деликатность, всякую дрянь берёт: чернослив такой, что лет уже
по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть,
он целую горсть туда запустит.
Именины его бывают на Антона, и уж, кажется, всего нанесёшь,
ни в чём не нуждается; нет, ему ещё подавай:
говорит, и на Онуфрия его именины.
Что делать? И на Онуфрия несёшь, а попробуй прекословить,
наведёт к тебе целый полк солдат на постой"
Это характеризует городничего как человека жадного и алчного.
Антон Антонович - ещё и опытный мошенник.
Он умеет обманывать даже самых хитрых людей:
"...Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не
мог провести; мошенников над мошенниками обманывал,
пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать,
поддевал на уду.
Трех губернаторов обманул!..
Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов..."
Городничий ворует деньги из казны.
Он разворовал деньги на строительство церкви.
Ревизору же он собирается объяснить, что церковь была построена,
но сгорела:
"...Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном
заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма,
то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела.
Я об этом и рапорт представлял. А то кто‑нибудь,
позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась..."
(церковь, судя по всему не начинали строить)
Он всю жизнь обманывал таких же плутов как и он сам,
а правила игры другого мира ему недоступны.
И потому приезд чиновника из Петербурга для Антона
Антоновича как Божья кара.
И нет от этого кроме как повинится.
Но зная характер городничего, можно смело утверждать,
что он все равно предпримет попытку задобрить нового
ревизора, не задумываясь над тем, что за взятку "можно
и в острог" ,он не видит дальше собственного носа, за это и
расплачивается в финале:
"Городничий посередине в виде столба, с распростертыми
руками и запрокинутой назад головою"