Проверим себяи оценим свои это-автор использу-1. какое название ты бы дал этому разделу .чему? что объединяет произведения, включв него? 2. перечитай стихотворения о родине жиги никитина. одинаковые ли картины мы вид.найдите подтверждение в тексте.3. найди рифмующиеся слова в произвеланикитина. можешь ли ты сказать, что прочитстихотворение? объясни. в чем особенностьго стихотворного текста? зачем автор ислоет этот приём? чего он достигает? 4. какие произведения никитина ты читал ранше? о чём пишет поэт? с каким настроениечувством? какое из произведений можно вклчить в данный раздел? почему ты так считаек5. с одинаковым ли чувством пишут авторы сродине? объясни свою точку зрения.6. близки ли тебе мысли и чувства поэтов, чьипроизведения ты прочитал в этом разделе? по-чему? 7. как бы ты рассказал о своей родине? какоеотношение к ней можешь выразить? опиши свойгород, место, где ты живёшь.знаешь ли ты свою родословную? воевал литвой прадед? расскажи, почему ты гордишься своей роди-ной.142
1
Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад» —
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
2
Дождь пошел и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идет, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь.
Долго-долго будет литься
Дождь, дождь.
Он будет лить часы подряд
На крышу, на дорогу.
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.
3
Отца спросила дочка:
— Не знаю, как прочесть,
Есть слово «провол́очка»
И «пр́оволочка» есть.
А что такое «́атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «́атлас»,
Но есть ведь и «атл́ас».
Отец ответил:
— Дочка,
Уймись на полчасочка.
4
Не поймет Егорка,
Что за поговорка:
«Моя хата с краю —
Ничего не знаю».
Поговорка неправа,
Это старые слова.
Где бы хата ни была,
С краю иль не с краю,
Я за общие дела
Тоже отвечаю.
5
Мальчик Витя перед вами.
Он вступает в разговор.
Он бросается словами,
Будто кольцами жонглер.
Вот клянется он кому-то:
— Ты да я теперь друзья! —
Но уже через минуту
Он кричит:
— При чем тут я!
6
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
— Ты пионер?
— Да вроде.
— Работал в огороде? —
А он опять:
— Да вроде.
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.